Формы прямого волеизъявления граждан

Концепция местного самоуправления, разделяемая Российской Федерацией, предполагает решение вопросов местного значения не только муниципальными органами власти, но и населением. Это твёрдое представление, сложившееся в муниципальной теории ещё в XIX – XX в. нашло подтверждение в законодательстве, нормы которого гарантировали гражданам возможность непосредственного участия в осуществлении местного самоуправления. В пользу непосредственной демократии говорит не только специальное законодательное регулирование, содержание и объём правовых норм, но и их структурное размещение: в новом Федеральном Законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Они размещены перед нормами, регламентирующими положение органов и должностных лиц местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует институты непосредственной демократии – местные референдумы и выборы, а также представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сообщества отличаются друг от друга размерами территории, численностью населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуправление оторвано от государства и противостоит ему. Такой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий.

Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, действующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприятия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления. Более того, государство своими актами может наделять органы местного самоуправления дополнительными полномочиями, передавать им часть функций своих органов, отдавать в муниципальную собственность новые объекты.

В конституции Российской Федерации Глава 8 посвящена местному самоуправлению, в которой определены функции местного самоуправления и права граждан при его осуществлении.

Так, в ч.2 ст. 130 Конституции РФ говорится, что «Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

6 стр., 2852 слов

Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах ...

... в борьбе с коррупцией // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 5. - С. 44-47. 7. Васев, А.В. Правовые и организационные основы противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления ... коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской ...

Тема курсовой работы «Формы прямого волеизъявления граждан».

Цели данной работы:

  • показать всё разнообразие форм прямого волеизъявления граждан;
  • раскрыть конституционность форм прямого волеизъявления граждан.

Задачами данной работы являются:

  • раскрыть понятие «муниципальные выборы» и показать правовую природу данных выборов;
  • дать определение местного референдума и определить его правовую базу;
  • показать иные формы волеизъявления граждан.

При написании данной работы были использованы работы И.Е. Козлова, О.Е., Кутафина, Выдрина И.В., Бондаря Н.С., Постового Н.В. и др.

Данная работа состоит из: введения, трёх глав, заключения и библиографического списка используемой литературы.

Выдержка из работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, надо отметить, что в рамках данной работы более подробно были рассмотрены наиболее основные формы прямого волеизъявления граждан.

Так ст. 130 Конституции РФ придаёт референдуму первостепенное значение, тем самым подчёркивает, что юридическая сила решений, принимаемых гражданами с помощью местного референдума, выше юридической силы актов органов местного самоуправления на данной территории.

Местный референдум может использоваться в двух формах. Во-первых, он может быть использован как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. Правовой основой (источником) регулирования положений о местном референдуме являются федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований.

Другой непосредственной формой участия граждан в создании местного самоуправления являются выборы. Основное назначение выборов – организация системы органов местного самоуправления. В соответствии с п. «и» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

В части второй ст. 130 Конституции РФ упоминаются и другие формы прямого волеизъявления граждан. Как мы уже отметили, к ним следует отнести общие собрания, (сходы) граждан, конференции. В условиях реформы местного самоуправления общие собрания (сходы), граждан, их конференции приобретают особое значение. Во-первых, это та форма волеизъявления, с помощью которой население может реализовывать предоставленную ему возможность самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Во-вторых, на основании Закона 2003 г. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

8 стр., 3636 слов

Местное самоуправление. Муниципальные права и свободы гражданина

... его статей (ст.3) так и называется - "Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления". Хотя в названии этой статьи говорится о праве, а не о правах на осуществление местного самоуправления, очевидно, что это лишь формально-юридическая ...

В сферу полномочий муниципального образования входит установление структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, определение сроков полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, и др.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/formyi-pryamogo-voleizyyavleniya-grajdan/

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/formyi-pryamogo-voleizyyavleniya-grajdan/

Нормативные акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993. (в ред. 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. — № 237. – 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004. № 5 – ФКЗ (в ред. от 24.04.2008).

«О референдуме Российской Федерации» //Российская газета. – 2004.-№ 137-Д. -30 июня.

3. Федеральный закон от 12.06.2002. № 67 – ФЗ (в ред. от 30.12.2008).

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». // Российская газета. – 2002.- № 106. – 15 июня.

4. Федеральный закон от 6.10.2003. № 131-ФЗ (в ред. от 25.12.2008).

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Российская газета. – 2003. — № 202. – 8 октября.

Научная и учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/formyi-pryamogo-voleizyyavleniya-grajdan/

1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М., 1999. — С. 296.

2. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты. // Государство и право.- 1997. -№ 8.- С. 5-13.

3. Выдрин И.В., Кокотов, А.Н. Муниципальное право России. – М.: Норма, 1999.- С.328.

4. Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.- С. 320.

5. Дубровина Е.П. К вопросу о формировании избирательных комиссий. // Вестник ЦИК РФ.- 2002.-№ 5.- С.84-93.

6. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М., 1999. — С. 126.

7. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. – М., 1996. — С.216.

8. Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1993.- С.174.

9. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ (1995-2000 гг.):В 2 т. – М.: Норма, 2001. – С. 654.

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2003.- С. 585.

11. Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Бондаря Н.С. – М., 2002. — С.307.

12. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М.: Норма, 2000.- С. 334.

13. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. – Екатеринбург, 2003.- С.354.

14. Торшенко А.А. Муниципальное право Российской Федерации: Курс лекций. – Екатеринбург, 1998.- С.276.

15. Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М., 1999. — С. 269.

16. Шахманаев У.Ш. Совершенствование избирательной системы и реформирование местного самоуправления в республике Дагестан. // Государство и право. — 1999.- № 1.- С.5-10.

14 стр., 6874 слов

Понятие конституционно-правового отношения в конституционном ...

... субъектам конституционно-правового отношения; в-пятых, сделать основные выводы по курсовой работе. При написании курсовой работы использована вся доступная литература: изучены научные исследования отечественных авторов в области общей теории государства и права и конституционного права. ...