Лекция 7 организационно-правовые формы икс апк

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИКС АПК.

1. Мировой опыт организации информационно-консультационных служб.

В настоящее время мировой опыт позволяет провести классификацию действующих систем ИК обслуживания сельских товаропроизводителей по различным признакам.

Наиболее важные из этих признаков:

  • Классификация по типам ИКД (4 типа),

  • Классификация по моделям организации службы (организационно-правовым формам),

  • Классификация служб по формам финансирования…

В рамках второй классификации принято выделять следующие основные модели:

  1. Службы, создающиеся как структурные подразделения отраслевых органов управления – министерств сельского хозяйства, региональных и местных управлений и департаментов;

  2. Службы, организованные на базе крупных региональных многопрофильных или отраслевых университетов (так называемая модель «land-grant» университетов) сельскохозяйственных колледжей и профессиональных школ.

  3. Фермерские организации или объединения по оказанию консультационных услуг;

  4. Консультационные службы, как подразделения коммерческих фирм;

  5. Частные консультационные службы;

  6. Службы, основанные на комбинации перечисленных выше форм.

Примером организации службы как структурного подразделения отраслевых органов управления может служить государственная консультационная служба Германии при Министерстве сельского хозяйства земли Baden-Wurttemberg.

Аналогичная организация лежит в основе организации консультационных служб Румынии, Болгарии, Польской Республики.

Характерными чертами этих служб является иерархическое построение, где главным руководящим звеном являются органы государственной власти.

Характеристика служб,

созданных как структурные подразделения отраслевых органов управления

Преимущества

Недостатки

  1. Служба может оказывать влияние на формирование политики государства в аграрном и социальном секторах экономики ( так как сотрудники ИКС одновременно являются и сотрудниками соответствующих органов управления отраслью);

  2. Служба обладает реальными знаниями о проблемах и перспективах развития региона (района), так как работает как часть государственных органов;

  3. Служба может использовать в своей работе уже существующую и, как правило, достаточно мощную материально-техническую базу, а также квалификацию и опыт сотрудников органов управления

  1. Исполнение чиновниками функций консультантов часто наталкивается на определенные препятствия, связанные, например, с недоверием клиентов к представителю власти;

  2. Связи администрации с другими участниками процесса консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей (специалистами и учеными-консультантами в специальных областях знаний и т.п.) носят, как правило, вертикальный характер, т.е. основаны на отношениях соподчиненности;

  3. Непосредственное участие службы в аграрной политике может предполагать соблюдение службой интересов государства, которые часто расходятся с интересами товаропроизводителей

  1. Во многих странах мира ИКС зарождалась в системе высшего образования на базе крупных университетов.

И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики (модель «land-grant» университетов), где имела наиболее широкое распространение и развитие.

По аналогичному принципу работают службы Португалии, Турции, Канады, Беларуси.

Сравнительная характеристика служб,

организованных на базе региональных многопрофильных или отраслевых университетов.

Преимущества

Недостатки

  1. Возможность пользоваться мощной материально-технической и учебно-методической базой учебных заведений

  2. Опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского и научного персонала факультетов, кафедр и лабораторий различного профиля

  3. Широкие связи учебных заведений с научными, административными, коммерческими и другими организациями, а также с с/х предприятиями

  4. Авторитет аграрных вузов и тесные связи с подготовленными ими специалистами-выпускниками

  5. Доверие товаропроизводителей к консультантам, преподавателям и специалистам служб, напрямую не связанных с административным аппаратом, значительно выше, чем к чиновникам.

  1. Однозначно слабых сторон данной модели нет. Однако, во всех странах, где она используется, финансирование службы осуществляется в основном за счет бюджетных (федеральных и региональных источников).

  2. Так же такая служба может оказаться в зависимости от администрации университета при решении финансовых вопросов (если она не имеет собственного расчетного счета и достаточной независимости).

3. ИКС, созданные на базе объединений товаропроизводителей и фермерских организации.

Наибольшее развитие данная модель получила в Дании, где консультационные центры создавались в интересах фермеров, по их инициативе и при непосредственном участии фермерских организаций – Датских фермерских союзов и Датской ассоциации семейных хозяйств.

В настоящее время служба функционирует под их наблюдением и с их поддержкой, а также субсидируется государством в соответствии с законом о субсидиях.

В своей работе фермерские организации имеют 2 направления:

  • Хозяйственно-политическое, которое служит интересам фермеров во взаимоотношениях с правительством, парламентом и местными органами власти;

  • Профессиональное направление, которое объединяет консультационную службу, действующую на местном (районном) и на общенациональном уровне.

Руководитель Центра назначается Советом (правлением) местного фермерского союза.

Государственные структуры, как правило, не вмешиваются в деятельность консультационных центров.

Контроль осуществляется лишь по линии соблюдения с/х законодательства Дании и Европейского Союза, а также по целевому использованию бюджетных средств.

Характеристика служб,

создающихся на базе фермерских организаций или объединений.

Преимущества

Недостатки

  • Служба формируется и управляется непосредственными пользователями, что гарантирует большую степень мотивации в обеспечении высокого качества предоставляемых консультационных услуг;

  • Сотрудники службы больше ориентируются на действительные проблемы товаропроизводителей;

  • Такая форма организации службы имеет хорошие возможности для использования индивидуальных и групповых методов работы ИКС;

  • Служба предлагает консультации практически по всем видам деятельности с/х предприятий

  • Служба, в основном предназначена для обслуживания только своих собственных членов, что сужает число клиентов;

  • Служба может искусственно ограничивать спектр предоставляемых консультаций только в одной узкой области ( продвижение на рынок определенного вида продукции), что может привести к оказанию недостаточно профессиональной помощи по другим направлениям деятельности товаропроизводителей

коммерческими фирмами

Такие фирмы занимаются:

  • производством и распространением материально-технических ресурсов для сельского хозяйства,
  • разработкой и внедрением:
  • новых сортов,
  • технологий,…

Такая форма организации ИКС нашла широкое распространение в развитых странах.

Примером может служить фирма KWS с штаб-квартирой в г. Айнбек, Германия.

В течение 130 лет фирма работает на рынке семеноводства. Занимается :

  • селекцией с/х культур,
  • размножает и подготавливает семенной и посадочный материал для сахарной свеклы, кукурузы, картофеля, зерновых, масличных и кормовых культур в более чем 50 странах мира.

Организация заинтересована:

  • в рекламе своей продукции,
  • расширении рынка сбыта,
  • увеличении числа клиентов.

Этому способствует дополнительная деятельность фирмы по оказанию консультационных услуг в соответствии с направлениями своей деятельности.

Фирма дает консультации с/х предприятиям и фермерским хозяйствам по:

  • современным технологиям выращивания с/х культур,
  • выбору сортов,
  • качеству продукции,
  • современным направлениям селекции,
  • технологии производства семян,
  • их доработки и подготовке к посеву …

Фирма используются следующие приемы и методы консультационной работы:

  • Непосредственная консультация на месте производства,

  • Организация полевых дней,

  • Организация демонстрационных опытов,

  • Публикация и распространение брошюр и методических материалов …

Основная часть услуг и обучающих мероприятий проводится на «бесплатной» основе, что предполагает включение затрат на консультационную деятельность в цену на продукцию фирмы.

Государственные службы в этих условиях практически поставлены перед фактом существования сильного конкурента и стараются больше дополнять, чем дублировать функции служб коммерческих фирм, предлагая те услуги, которые они могут обеспечить дешевле и более высокого качества.

Прерогативой госслужб остаются такие задачи, как:

  • повышение уровня знаний товаропроизводителей,
  • улучшение социальной инфраструктуры сельской местности …

Особенности и сравнительная характеристика служб,

подразделения коммерческих фирм

Преимущества

Недостатки

  • Работа таких служб, как правило, организована более эффективно и менее бюрократично, чем государственных;

  • Службы коммерческих фирм могут привлекать более квалифицированных специалистов благодаря более высокой оплате труда

  • Консультанты службы обязаны обеспечивать реализацию интересов фирмы, которые не всегда могут совпадать с интересами товаропроизводителей;

  • Консультации товаропроизводителям даются агентами службы только в той области, в которой работает фирма. При этом трудно ожидать от консультантов объективных оценок продукции и технологий конкурирующих фирм

^

Тем не менее, ни в одной стране формирование службы не начиналось с образования частных ИКС.

Как мы уже говорили, исторический опыт показывает, что главной причиной возникновения консультационных служб практически во всех странах был кризис с/х, когда отрасль не способна самостоятельно без государственной поддержки перейти на эффективный путь развития.

И лишь после того, как государственная ИКС делает свой вклад в стабилизацию экономического положения отрасли ( а на это как правило уходит не одно десятилетие), появляются предпосылки и необходимость постепенного перехода к возмещению затрат на консультационные услуги и, возможно, формированию частных консультационных служб.

Примерами частных консультационных служб могут служить консультационные службы Шотландии, Англии и Уэльса, Новой Зеландии, некоторых земель Германии.

Консультационная служба Шотландии, образованная в начале 20 века в форме государственной службы на базе Шотландского с/х колледжа, в настоящее время является частной некоммерческой компанией.

Она представлена 3 подразделениями:

  1. Академическая служба

  2. Консультационная служба

  3. Ветеринарная служба.

1. Одной из сильных сторон, осуществляемой SAC, является то, что по интересующим местных консультантов вопросам, они могут обращаться к нескольким сотням специалистов по науке и производству, базирующихся в трех центрах академической службы.

Центры могут оказывать научно-методическую поддержку местным консультантам или, в случае необходимости, предоставлять специализированные услуги непосредственно пользователям.

2. Каждое консультационное отделение (местный центр) функционирует как независимое хозрасчетное отделение, со своим собственным бюджетом и целевыми показателями по доходам и объему реализации услуг.

Доходы от коммерческой деятельности SAC формируются

из 5 основных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/organizatsionno-pravovyie-formyi-v-apk/

  1. подписка – 25% коммерческого дохода

  2. консультирование — около 50%

  3. аналитические услуги

  4. комплексное обслуживание

  5. публикации

Из коммерческого дохода, полученного консультационной службой,

37% перечисляется специализированным отделениям колледжа и аналитическим лабораториям за услуги, предоставленные службой на контрактной основе.

Колледж является несомненным лидером на консультационном рынке в Шотландии, где им завоевана репутация независимого, беспристрастного и профессионального.

Сравнительная характеристика

частных консультационных служб.

Преимущества

Недостатки

  • Считается, что советы частных консультантов более практичны и эффективны, чем полученные от государственных служащих. Консультации, предоставляемые на платной основе, усиливают направленность службы на проблемы пользователей и повышают эффективность взаимоотношений между консультантом и клиентом.

  • Обратная связь (товаропроизводитель – консультант) является более тесной и действенной: клиент, оплачивая консультационные услуги, ожидает значительного эффекта от вложенных средств и предъявляет законные требования к качеству предоставляемых услуг

  • Частные службы относительно отдалены от государственных институтов, взаимодействующих с сельскими товаропроизводителями.

  • Нередко используется практика, когда частные консультанты не только получают свою плату за услуги, но и комиссионные от продажи продукции, которую они рекомендовали, что создает угрозу их объективности.

  • Существует вероятность, что взаимные платы за услуги снижает доступность с/х консультационных услуг для товаропроизводителей с низкими доходами и из зон рискованного земледелия.

Таким образом, мировая практика с/х консультирования показывает, что в основном большинстве стран службы представляют собой сочетание, комбинирование, как различных форм ее организации, так и различных способов финансирования.

Кроме того, в рамках ИКС одной страны или одного региона могут параллельно функционировать несколько служб различной организационной формы.

В качестве примера такой модели организации службы можно привести систему с/х знаний Нидерландов, которая представлена различными структурами:

  • структуры Министерства с/х-ва, рыбной промышленности и окружающей среды,
  • фермерскими союзами,
  • учебными заведениями,
  • научно-исследовательскими структурами,
  • общественными организациями,
  • непосредственно консультационной службой (службой внедрения).

Сочетание исследований, образования и консультирования (внедрения) вместе с высокой организованностью сельских товаропроизводителей представляет собой основу с/х модели Нидерландов, которая признана одной из самых эффективных в мире.

Другой вариант сочетания разных форм организации консультационной службы существует в Эстонии.

Первоначально конс. услуги осуществлялись через Союз фермеров. Предоставление услуг полностью финансировалось государством, а консультанты были госслужащими.

Однако, эта система слишком зависела от бюджетного финансирования, и по мнению эстонских товаропроизводителей, консультанты превращались в бюрократов и представляли интересы госструктур, а не клиентов службы.

Всего за 3-4 года своей деятельности система стала терять свою эффективность. Стали появляться альтернативные варианты предоставления консультационных услуг.

В результате к 2000 году консультирование в Эстонии осуществляют:

  • консультанты, имеющие соответствующую лицензию,
  • учебный и консультационный центр в г. Энее,
  • консультационные центры в составе Союза фермеров.

Соответственно разработаны системы регистрации и аттестации консультантов.

Существует два этапа аттестации:

Первый этап – обязательная аттестация новых консультантов с целью их регистрации,

Второй этап – аттестация, которую консультанты должны проходить каждые 3 года.

Обучение консультантов осуществляют Национальный консультационный центр и Центр развития сельских регионов.

Интересна система оплаты услуг.

Товаропроизводитель может выбирать любую систему консультирования, располагая финансовой поддержкой государства по следующей схеме:

При общем годовом объеме консультаций на сумму эквивалентную 200 долл. США, ему дотируется 85% стоимости работ,

в пределах до 400 долл. США – 50% стоимости работ и

без дотации на работы сверх этих сумм.

Причем товаропроизводитель оплачивает только свою долю, а остальное консультант получает от министерства после регистрации договора и подтверждения товаропроизводителем его выполнения.

2. Российский опыт организации и функционирования информационно-консультационных служб.

В настоящее время ИКС созданы во многих регионах Российской Федерации.

При этом в стране уже сложился общепринятый подход к формированию консультационной службы и выделены основные формы ее организации.

В рамках существующей классификации в РФ выделяют следующие организационно-правовые формы.

  1. Службы, созданные как структурные подразделения отраслевых органов управления АПК – региональных министерств, комитетов, управлений и департаментов сельского хозяйства;

  2. Службы в форме государственных унитарных предприятий (учреждений);

  3. Службы в форме автономных некоммерческих организаций;

  4. Службы на базе вузов, сельскохозяйственных колледжей;

  5. Службы на базе институтов переподготовки и повышения квалификации кадров;

  6. Службы на базе научно-исследовательских институтов;

  7. Коммерческие консультационные службы.

функционирующие в структуре или при органах управления АПК

Эти службы повторяют имеющуюся организационную структуру управленческих организаций, при этом обязанности консультантов возложены на работников управлений.

В этом случае одному или нескольким специалистам в структурных подразделениях (отделах, службах и т.д. ) прибавляется приставка «консультант» (экономист-консультант, агроном-консультант …).

Может быть другой вариант, когда в качестве консультантов выделяются работники аппарата управления, освобожденные от основной деятельности и образующие самостоятельные структурные подразделения.

Областной уровень (при этой форме организации ИКС) представлен, как правило, одним отделом, а остальные специалисты осуществляют консультационные услуги «по-совместительству».

На начальном этапе организации ИК системы службы создавались в основном на базе органов управления АПК.

Но результаты первых лет их деятельности в ряде таких областей как Ленинградская и Нижегородская, показали, что работники управлений, как правило, выделяли мало времени на реальное консультирование товаропроизводителей.

Этот факт не способствовал возникновению доверительных отношений между ними и клиентами.

Даже если в качестве консультантов были выделены работники, освобожденные от основной работы и образующие самостоятельные структурные подразделения, то в этом случае администрация сталкивалась с проблемой оптимизации числа работников аппарата управления.

Этот вопрос также чаще всего решался не в пользу консультационной службы.

Примером функционирования ИКС на базе органов управления можно назвать Рязанскую, Пермскую, Тверскую, Якутскую службы.

региональный

^

В штате районного центра, как правило, работает 1 человек. Консультантами по приказу администрации работают все главные специалисты района.

Основным видом деятельности областной службы, получившим сильное развитие, является разработка и распространение прикладного программного обеспечения.

Так, сотрудниками тверской консультационной службы разработана база данных по кадрам и база данных АПК области, совершенствуется программное обеспечение экономических расчетов.

К недостаткам можно отнести практическое отсутствие обратной связи службы с хозяйствами, что затрудняет доведение до них необходимой информации.

Отсутствие финансирования содержания в Департаменте штатных единиц консультантов осложняет работу службы и является препятствием для дальнейшего ее развития.

Это еще раз подтверждает общее мнение о нецелесообразности развития консультационной службы на базе органов власти и управления региона.

в форме государственных унитарных предприятий

Они функционируют по схеме: центральный офис и районные (межрайонные) центры.

Структура и кадровый состав ИК центров на районном уровне построен по функционально-отраслевому принципу.

На региональном (областном, краевом, республиканском) уровне такой же принцип прослеживается при организации консультационных отделов (групп).

Надо отметить, что эта организационно-правовая форма трансформировалась из ИК служб, организованных при органах управления АПК.

Эта модель обладает рядом существенных преимуществ перед предыдущей формой, но и не лишена недостатков.

Сравнительная характеристика служб, создающихся в форме государственных унитарных предприятий

Преимущества

Недостатки

  • Эта организационная форма позволяет службе иметь относительно большую самостоятельность в выборе форм и методов организации и оплаты труда;

  • Является юридически более самостоятельной и независимой от местной администрации структурой по сравнению с другими государственными учреждениями;

  • Возможность осуществления коммерческой деятельности в полном объеме и любых направлений, не запрещенных законом;

  • Выделенный штат сотрудников, которые занимаются только консультационной деятельностью

  • Могут возникнуть проблемы с налогообложением в связи с коммерческим характером деятельности предприятия;

  • Существуют ограничения в использовании спонсорских средств, грантов;

  • Есть зависимость от местного бюджета

Примерами эффективной деятельности службы в форме государственного унитарного предприятия могут служить ИКС Республики Бурятия, Чувашской Республики, Ленинградская ИКС, Волгоградская ИКС.

форме некоммерческих автономных организаций.

Одной из первых к этой организационно-правовой форме перешла Нижегородская консультационная служба (НКС).

В настоящее время она имеет статус некоммерческой организации – фонда.

Учредителями фонда «Нижегородская информационно-консультационная служба АПК» являются:

  • Администрация Нижегородской области,
  • Нижегородская государственная с/х академия и
  • Волго-Окская ассоциация производителей молока и мяса ( общественная организация сельских товаропроизводителей).

ИКС Нижегородской области – это единая организация, объединяющая в своей структуре:

  • 6 межрайонных сельскохозяйственных консультационных центров (СКЦ),

  • 12 демонстрационных участков и

  • центральный офис в Нижнем Новгороде.

Каждый из 6 СКЦ обслуживает от 6 до 11 районов области.

На сегодняшний день служба имеет 3 источника финансирования:

  • областной бюджет (основной),
  • целевое финансирование за счет грантов,
  • платные услуги.

некоммерческих автономных организаций

Преимущества

Недостатки

  • Высший орган управления службой включает в себя представителей всех основных субъектов АПК региона: сотрудников региональной администрации, ученых и преподавателей вуза и сельских товаропроизводителей;

  • Структура, штаты и оплата работников службы определяются непосредственно учредителями;

  • Есть возможность использования спонсорских средств и грантов с минимальным налогообложением;

  • Коммерческая деятельность осуществляется только по направлениям, предусмотренным уставом

  • Деятельность службы зависит от бюджетных средств;

  • Платит налоги на прибыль, имущество и все начисления на зарплату

4. ИКС на базе высших учебных заведений

управляющего органа (центральный офис, отдел и т.п.) и

  • функционально-отраслевых направлений, которые, как правило, повторяют организационные структуры данных организаций (факультеты, кафедры, отделы и т.п.).

На постоянной основе в такой службе работают 5-7 сотрудников, а остальные консультанты являются периодически привлекаемыми работниками из штата преподавателей учебного заведения.

Такая ИКС реализована на базе Московской академии им. К.А.Тимирязева, Воронежского государственного аграрного ун6иверситета им. К.Д.Глинки, в Новосибирске при Государственном аграрном университете и др.

Преимущества

Недостатки

  • Налоговые льготы- образовательные учреждения не платят НДС, освобождены от налога на прибыль и имеют минимальные начисления на з/плату.

  • Основное финансирование за счет бюджетных источников,

  • Зависимость от администрации университета при решении финансовых вопросов ( если не собственного р/счета)

5. Сравнительная характеристика служб,

на базе институтов переподготовки и повышения квалификации (ИППК)

Преимущества

Недостатки

  • Наличие материально-технической и учебной базы для проведения обучающих мероприятий;

  • Преподавательский состав, имеющий опыт работы непосредственно с руководителями и специалистами хозяйств;

  • Возможность почасовой оплаты преподавателей-консультантов;

  • Налоговые льготы для учебных заведений

  • Зависимость службы от административных органов (бюджет);

  • Непостоянный преподавательский состав ( в основном работают приглашенные специалисты и преподаватели),

  • Низкий уровень, а иногда и отсутствие научной работы

В рамках этой формы организации функционирует ИКС в Ярославле на базе Ярославского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК(ЯрИППК).

В 1991 году Учебно-консультационный центр начал свою работу в структуре института с сетью из 8 районных учебно-консультационных пунктов на базе районных управлений сельского хозяйства.

Один из 8 районных пунктов функционирует на базе Ярославского НИИ, специализирующемся на лугопастбищном кормопроизводстве.

Расположение консультационного центра на базе института переподготовки и повышения квалификации позволяет в соответствии с Уставом вести коммерческую деятельность и создавать коммерческие подразделения, например, филиал предприятия.

В настоящее время областной ИКцентр – это хозрасчетное подразделение ЯрИППК.

5. Теоретически функции ИКС могут выполнять

научно-исследовательские институты.

Сравнительная характеристика служб, создающихся на базе

научн6о-исследовательских институтов

Преимущества

Недостатки

  • Наличие мощной материально-технической базы, лабораторного и научно-исследовательского оборудования;

  • Наличие высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями о новейших научно-технических разработках в «своей» области

  • Сотрудники службы, как правило, могут оказывать консультации только по узкоспециализированным вопросам, которыми занимается данный научно-исследовательский институт;

  • В НИИ работают люди научного склада, не имеющие навыков преподавания и консультирования

Эта форма организации службы целесообразна лишь в тех регионах или районах, где с/х производство имеет узкую специализацию.

Такая служба может быть эффективна, например, в Чувашской Республике, где есть НИИ хмелеводства, или в Тверской области, где часть районов специализируется на выращивании льна, и есть аналогичный НИИ.

Но тем не менее, специализированная служба не может обеспечить весь спектр необходимых консультационных и информационных услуг.

Научно-исследовательским институтам было бы целесообразно взаимодействовать с перечисленными структурами по определенным направлениям консультационной деятельности.

службы в форме частного предприятия.

В 2001 году в Московской области была организована частная консультационная служба «Менеджер-молоко» с центральным офисом в Люберецком районе.

Эта служба создана в форме независимого общества с ограниченной ответственностью (ООО «Менеджер Молоко») при поддержке Ассоциации немецких животноводов (АДТ).

Учредителями явились 8 с/х предприятий и 2 частных лица с равными долями в размере 10% уставного капитала ООО.

Основной вид деятельности службы – оказание платных консультационных услуг по вопросам животноводства (технология и экономика).

В настоящее время фирма консультирует около 40 крупных хозяйств разных районов Московской области.

В условиях России ( как и любой другой страны с ее собственным законодательством) важен не только выбор модели, но и учет преимуществ и недостатков конкретных организационно-правовых форм.

В то же время одновременное существование столь разных форм и периодическое появление новых ( на базе машинно-технологических станций, на базе библиотек …) свидетельствует о нерешенности многих принципиальных вопросов создания и организации функционирования ИКС.

Таким образом при создании региональной службы, а также при организации ее функционирования необходимо учитывать весь имеющийся мировой и отечественный опыт.

Основными вопросами, которые при этом необходимо решить будут :

  • Определение основных функций, которые возлагаются на формируемую службу, с учетом ее места в общей системе ИКС АПК России;

  • Выбор организационной структуры и форм финансирования ИКД, которые соответствуют конкретным условиям, сложившимся в регионе;

  • Важно иметь методику определения и учета региональной специфики, которая в наибольшей степени влияет на определение функций службы, выбор структуры и методов оценки ее эффективности.

В противном случае служба неизбежно столкнется не только с объективными, но и с субъективными проблемами, возникшими в связи с неадекватностью методов работы службы применительно к тем условиям, в которых она должна функционировать.