В своей курсовой я рассмотрю полномочия и деятельность прокурора на досудебной стадии уголовного процесса. Так же проведу сравнение между тем, что ранее находилось в полномочиях прокурора, и какие права у него отняли в следствии внесения изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации. Так же рассмотрю каким образом прокурор проверяет законность возбуждения уголовных дел, обоснованность привлечения к уголовной ответственности лица, и в на каком основании и как передает дело в суд.
Актуальность данной курсовой работы в том, что с момента своего рождения каждый человек независимо от пола, расы, национальности, места рождения, вероисповедания, языка и социального происхождения становится носителем и обладателем неотчуждаемых и естественных прав. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Никто не имеет права лишать жизни и здоровья другого человека, подвергать его пыткам или жестокому обращению, содержать в рабстве или унижать его достоинство. В России, главным гарантом таких прав является Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ).
Конституция РФ гарантирует определенный печень прав которые нельзя нарушать. Например в ст.22 Конституции РФ: “Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.” Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона, который допускает ограничение этих прав только по судебному решению. А до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Реализация и гарантия этого права обеспечены государством. В частности, надзор за точным и единообразным исполнением законов и правопорядка осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему нижестоящие прокуроры (ст. 129 Конституции РФ).
Дальнейшее развитие положения Конституции РФ получили в ряде законов: в Уголовном кодексе Российской Федерации и Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Законе “О прокуратуре”, Приказах Генерального прокурора Российской Федерации.
Цель исследовать проблемы осуществления прокурором своей деятельности на досудебной стадии уголовного процесса.
Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются такие как:
- осуществление надзора за тем, чтобы ни одно преступление не должно остаться нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не должно избежать установленной законом ответственности;
- осуществление надзора за тем, чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений должно производиться не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;
- осуществление надзора за тем, чтобы никто не подвергался незаконному и не обоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;
- осуществление надзора за тем, чтобы никто не мог быть подвергнут аресту, без санкции прокурора или без решения суда;
- обеспечение соблюдения установленных законом порядка возбуждения и расследования уголовных дел, сроков их расследования, прав участников процесса и других граждан;
- осуществление надзора за тем, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства;
- выявление причин и условий совершения преступлений и принятие мер к их устранению;
- Глава 1.Роль прокурора в обеспечении законности в ходе предварительного расследования.
История и стадия возбуждения уголовных дел.
Законность в российском праве
... является теоретическое обоснование принципов законности и рассмотрение непосредственно прокурорского надзора как гарантии законности в Российском государстве. Объект исследования — законность в российском праве. Предмет исследования — прокурорский надзор как гарантия законности в Российском государстве. Приступая к ...
§1. История развития полномочий прокурора по надзору за органами расследования
Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». 18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором Сената. Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
В отдельные периоды российской истории Генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
Орган дознания в российском уголовном процессе
... Цель курсовой работы — подробное изучение функций и обязанностей следственных органов. Следственные органы: Функции и задачи Органы ... Органы ФСБ; Руководителей исправительных учреждений и следственных изоляторов; Органы государственного пожарного надзора; Пограничники Российской ... многие решения с согласия начальника органа дознания, который, поручая расследование преступления должностному ...
Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.
Учреждение в 1933 году Прокуратуры СССР серьезно укрепило надзор органов прокуратуры за предварительным следствием. Основной целью создания общесоюзной прокуратуры явилось упрочение законности, в том числе и законности следственного аппарата. Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.
28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям. Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.
30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года, в котором прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 ФЗ).
Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», принятой 12 декабря 1993 г.
§2. Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела
Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел, так же как и отказа в их возбуждении в существенной степени зависит от правильно организованного прокурорского надзора за исполнением законов. Прокурорский надзор за предварительным расследованием – одно из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры. Это самостоятельная отрасль высшего надзора за точным исполнением законов. Ее самостоятельность обусловлена спецификой объекта, задач, форм и методов надзора.
Административный надзор органов внутренних дел
... Это определяет профилактическую сущность данной меры как уголовно- правовой "меры безопасности". Примечательно, что даже прекращение административного надзора не лишает органов внутренних дел обязанностей выполнения задач по контролю за освобожденными, ...
Объектом прокурорского надзора за предварительным расследованием является точное исполнение законов должностными лицами органов дознания и предварительного следствия при расследовании уголовных дел.
Этот надзор следует отличать от прокурорского надзора за всей деятельностью указанных органов. Так, при выполнении органами милиции административных функций объектом прокурорского надзора является точное исполнение законов должностными лицами органов милиции в сфере ее административной деятельности. Этот надзор осуществляется прокуратурой в порядке общего надзора. Тогда же, когда милиция выступает в качестве органов дознания, производящего расследование по уголовным делам, объектом надзора является исполнение законов в деятельности должностных лиц органов дознания при расследовании преступлений. Такой надзор осуществляется в порядке и методами надзора за предварительным расследованием.
Характерным признаком прокурорского надзора за предварительным расследованием является то, что в отличие от общего надзора он осуществляется в процессуальной форме. Каждое действие прокурора при осуществлении этого надзора предусмотрено и регламентировано уголовно-процессуальным законом.
Надзор прокурора в стадии возбуждения уголовных дел следует рассматривать в двух аспектах:
- а) проверка прокурором законности и обоснованности постановлений о возбуждении уголовных дел;
- б) проверка прокурором законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Эти участки деятельности прокуроров должны быть тесно между собой связаны.
Рассмотрим особенности деятельности прокурора. В связи с недавним изменением уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (далее РФ), и созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ, в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор РФ Чайка Юрий Яковлевич приказал:
1) В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ) систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
... осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело, за ранее совершенное им преступление. от 05.06.2012 Прокурором ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено при направлении дела в суд. Генпрокурора РФ ...
Обращать внимание на выполнение требований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщения о преступлении, соблюдении сроков его рассмотрения.
При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.
2) Обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Требовать своевременного направления прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела.
В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, о возбуждении уголовного дела и материалов к ним, поступивших из следственных органов. Указывать в книгах дату и время их передачи прокурору или его заместителю. Упраздняется институт обязательного получения следователем, дознавателем согласия прокурора на возбуждение уголовного дела публичного обвинения (изм. ст.37, 146 и 156 УПК).
Вводится уведомительный порядок, согласно которому следователь, дознаватель незамедлительно направляет копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
Копии постановлений о возбуждении уголовного дела рассматривать в срок не позднее 24 часов с момента их поступления к прокурору. Тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.
В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения.
Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.
3) Обеспечивать надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ, особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного. При необходимости предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для изучения.
Прокурор в уголовном процессе (2)
... уголовных дел» - определяет П.А. Лупинская 1 . Так какое же место в этом огромном механизме занимает прокурор? Попробуем с этим разобраться. Прокурор - должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями ... совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» № 404 –ФЗ от 28.12.2010. Изложенными обстоятельствами обусловливается актуальность темы настоящей курсовой работы, ее ...
4) Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.
5) Давать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.
Также изменились уголовно-процессуальные сроки, в соответствии чс изменениями в ст.223 УПК, общий срок производства предварительного расследования в форме дознания увеличивается до 30 суток (ранее был срок в 20 суток) с возможностью его продления прокурором ещё на 30 суток (ранее он мог продлить не более чем на 10 суток).
В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен прокурором соответствующего уровня до 6 и 12 месяцев.
При осуществлении своих властно-распорядительных полномочий прокурор фактически является руководителем расследования. Что касается предварительного следствия, то функции прокурора по надзору и руководству предварительным расследованием в литературе рассматриваются в качестве самостоятельных. Можно найти указание на то, что надзор за следствием и руководство следствием – понятия одно-порядковые, однако не тождественные, каждым из них обозначается самостоятельное направление в деятельности прокурора.
Эта позиция подвергалась обстоятельной критике. Так, В.М. Савицкий указывал, что любая попытка поставить надзор и руководство предварительным следствием на одну плоскость, а затем провести грань между ними, заранее обречена на неудачу. «Ошибка тех, кто рассматривает обязанности прокурора в стадии предварительного следствия как осуществления им функций надзора наряду с функцией руководства, состоит в том, что при такой трактовке деятельности прокурора игнорируется специфические особенности этой отрасли надзора. Здесь надзор не может быть сведен к одному лишь наблюдению за исполнением законов. Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо особенностей в регламентации прокурорского надзора в зависимости от ведомственной принадлежности следственных органов. Это обстоятельство не может лишать прокурора полномочий по руководству следствием в органах внутренних дел. Как справедливо указывает В.М. Савицкий, решение вопроса о процессуальном руководстве деятельностью следователя нельзя ставить в зависимость от его административной подчиненности. Необходимо исходить только из характера и содержания полномочий, которыми закон наделил прокурора. А так как эти полномочия реализуются, как уже было сказано, в форме процессуального руководства следствием, вывод может быть только один: в отношении следователей органов внутренних дел прокурор осуществляет процессуальное руководство так же, как он делает это применительно к следователям прокуратуры. [10]
Статус прокурора в уголовном процессе
... обвинитель - поддерживающее от имени государства в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры, а по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, также дознаватель, либо ... РФ). Об этом же свидетельствует и тот факт, что процессуальный закон называет в качестве участника процесса и "орган прокуратуры" (ч. 2 ст. 1 УПК РФ). Однако ...
В связи с новыми изменениями УПК РФ, прокурор лишается следующих прав:
- самостоятельно возбуждать уголовное дело и принимать его к своему производству;
- участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
- разрешать отводы заявленные следователю, а также из самоотводы.
Решение об отводе следователя принимается руководителем следственного органа (п.5 ч.1 ст.39 УПК);
- отстранять следователя от дальнейшего производства расследования. Указанное решение применяется руководителем следственного органа (п.6 ч.1 ст.39 УПК);
- передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому.
В соответствии с вышесказанным, я считаю, что данные изменения внесенные в законодательство, существенно ограничили процессуальные полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, в том числе по отношению к следователю.
в том числе путем возвращения прокурору надзорных полномочий…»
В соответствии с новой редакцией ст.37 УПК прокурор вправе:
- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
— отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. Указанное право предоставляется руководителю следственного органа соответствующего уровня (п.7 ч.1 ст.79 УПК).
Прокурору предоставлено право направлять руководителю следственного органа соответствующее представление;
- отменять незаконные и необоснованные постановления только нижестоящего прокурора и дознавателя;
— поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
— утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. Данное право делегировано руководителю следственного органа (п.9 ч.1 ст.39 УПК).
Представляют значительный интерес положения федерального закона, регламентирующие порядок деятельности прокурора, в случае несогласия следователя и руководителя следственного органа с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства допущенных в ходе предварительного следствия.
При этом прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае не согласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее СК при прокуратуре РФ), или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (далее СО ФОИВ) (при ФОИВ).
При несогласии Председателя СК при прокуратуре РФ или руководителя СО ФОИВ (при ФОИВ) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным (ч.6 ст.37 УПК).
Прокурор в судебном разбирательстве
... Понятие прокурора как участника уголовного судопроизводства Понятие прокурора как участника уголовного судопроизводства определено в УПК РФ. С организационной точки зрения прокурор – это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, ...
Глава 2. Процессуальные полномочия прокурора при привлечении лица к уголовной ответственности.
§1. Компетенция прокурора при проверке обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого
Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, законностью применения мер процессуального принуждения рассматривается как одно из важных и ключевых направлений деятельности прокурора, поскольку они напрямую связаны с защитой конституционных прав и свобод личности. Как показывают материалы обобщения практики, проведенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации, во многих регионах и по России в целом довольно многочисленными остаются нарушения законности при задержании подозреваемых, предъявлении обвинения и применении мер пресечения. В 1999 г. следователями органов внутренних дел освобождены из числа задержанных за неподтверждение подозрения 3 837 человек, следователями прокуратуры — 1 439, органами дознания — 530 человек. Нередко подозреваемые содержатся в изоляторах временного содержания на основании протоколов об административных правонарушениях, а в отдельных случаях — вообще без всякого оформления.
Следователями органов внутренних дел в 1999 г. 3 288 человек необоснованно привлекались к уголовной ответственности. Из них 1 115 человек содержались под стражей. Следователями прокуратуры — 2 451 человек, из них с содержанием под стражей — 1 262. Органами дознания МВД — 1 488 и 60 человек из них содержались под стражей. Почти каждый восьмой из числа арестованных (59 256 человек) в дальнейшем освобождался из СИЗО, нередко эти лица совершили преступления небольшой или средней степени тяжести, в том числе по неосторожности, и к ним могли бы быть применены альтернативные меры пресечения.
Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых осуществляется путем ознакомления с копиями соответствующих постановлений о возбуждении уголовного дела, поступающих в прокуратуру, проверки материалов уголовных дел, находящихся в производстве.
При проверке законности и обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого надлежит обращать особое внимание на следующие обстоятельства:
1) имеются ли достаточные основания для привлечения лица в качестве обвиняемого. Обвинение по закону должно быть основано только на доказательствах, причем к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого должны быть собраны доказательства, относящиеся ко всем элементам состава преступления;
2) своевременно ли вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. В практике органов предварительного следствия имеют место случаи, когда вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого затягивается, и лицо вызывается на допросы по поводу своих действий в качестве свидетеля;
3) насколько обоснована квалификация преступления. При этом следует иметь в виду распространенность такого явления, как квалификация деяния «с запасом», что чревато необоснованным применением меры пресечения в виде заключения под стражу по мотивам одной опасности преступления;
4) соответствует ли постановление о привлечении в качестве обвиняемого требованиям, предъявляемым ст. 144 УПК (Порядок рассмотрения сообщения о преступлении), в том числе разграничение квалификации вмененных в вину деяний;
5) соблюдены ли права обвиняемого на защиту, в том числе его право иметь защитника на предварительном следствии с момента задержания, ареста или предъявления обвинения;
Понятие, цели и задачи прокурорского надзора
... по борьбе с преступностью; 8) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; 9) участие в рассмотрении дел судами. Задачи прокурорского надзора различаются между собой по ...
6) выдержан ли установленный УПК порядок предъявления обвинения и допроса обвиняемого.
В случае, если постановление о привлечении в качестве обвиняемого незаконно или необоснованно, прокурор обязан либо отменить такое постановление и вынести постановление о прекращении преследования, либо дать письменные указания следователю о собирании доказательств, т. е. воспользоваться полномочиями, предоставленными УПК и Законом о прокуратуре.
Прокурорский надзор за исполнением требований закона при задержании подозреваемого в соответствии с п. 1.6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 31 от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» должен осуществляться постоянно, а проверка законности содержания подозреваемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах проводиться ежедневно, в том числе и в нерабочее время.
При проверке следует выяснять, было ли возбуждено уголовное дело, поскольку задержание без возбуждения уголовного дела является грубым нарушением закона. Необходимо проверить, имеются ли основания задержания, предусмотренные ст. 92 УПК, и были ли соблюдены дополнительные условия задержания, установленные ч. 2, 3, 4 ст. 92 УПК. Особое внимание следует обращать на факты использования задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления, задержания подозреваемых под видом административного ареста, а также «латентных» задержаний, когда протокол не оформляется, а задержанный длительное время содержится в дежурной части милиции. Прокурор также проверяет соблюдение требований ст. 92 УПК о сроках задержания. В случае, если лицо было задержано незаконно или необоснованно, либо истек срок задержания подозреваемого, прокурор освобождает задержанного из изолятора временного содержания, с гауптвахты или из помещения для задержанных в дежурной части органа внутренних дел. В случае, если в действиях сотрудников, производивших задержание, имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 301 УК РФ (Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), прокурор проводит проверку в порядке ст. 109 УПК (сроки содержания под стражей) и решает вопрос о возбуждении уголовного дела. Необходимо также выяснить, было ли обеспечено право подозреваемого на защиту с момента задержания.
Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью арестов имеет существенные особенности. По действующему уголовно-процессуальному закону заключение под стражу как мера пресечения применяется на основании судебного решения или с санкции прокурора. В связи с этим прокурору самому предоставляется возможность предотвратить незаконный или необоснованный арест, отказав в даче санкции.
Приказ Генерального прокурора РФ № 31 от 18 июня 1997 г. (с изм., внесенными Приказом Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39) обязывает прокуроров при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу учитывать в первую очередь имеющиеся для этого основания, предусмотренные ст. 91, ч. 1 ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса. Своевременно проверять законность задержания подозреваемых, предъявления обвинения и применения мер пресечения. При осуществлении прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержаний и арестов граждан исходить из того, что эти действия, связанные с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должны проводиться в точном соответствии с нормами уголовно — процессуального законодательства. Вместе с тем с особой тщательностью следует рассматривать вопросы о необходимости применения ареста в отношении граждан, которые совершили преступление небольшой или средней тяжести либо не нуждаются в изоляции от общества. Освобождать из-под стражи обвиняемых, когда отпали основания для их ареста.
Тем же приказом определено, что при решении вопроса о санкционировании ареста обвиняемый или подозреваемый должен быть, как правило, допрошен прокурором или его помощником; несовершеннолетний обвиняемый должен быть допрошен перед дачей санкции на арест лично прокурором, что соответствует требованию ч. 3 ст. 96 УПК. Прокурор обязан принимать меры к немедленному освобождению подозреваемых, подвергнутых заключению под стражу, которым не было предъявлено обвинение в сроки, указанные в ст. 90 УПК, а также лиц, сроки содержания которых под стражей истекли и не были продлены в установленном уголовно-процессуальным законом порядке.
Вместе с тем необходимо учитывать, что ст. 22 Конституции Российской Федерации предусматривает арест, заключение под стражу и содержание под стражей лишь на основании судебного решения; до судебного решения лицо может быть задержано на срок не более 48 часов.
Прокурорам необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что помимо прокурорского надзора на основании ст. 201 УПК действует порядок судебного обжалования законности и обоснованности как ареста, так и продления срока содержания под стражей. Однако судебный контроль за законностью и обоснованностью задержания и ареста не снижает полномочий и ответственности прокурора по осуществлению надзора за законностью применения этих мер.
§2. Полномочия прокурора при решении вопроса о направлении уголовного дела в суд
Окончание предварительного следствия является важным этапом процессуальной деятельности, имеющим самостоятельное значение. На этом этапе уголовное дело может перейти из досудебных стадий уголовного процесса в судебные, но может получить и окончательное разрешение в форме прекращения.
Основанием окончания предварительного следствия является достаточность собранных доказательств для принятия итогового процессуального решения. Как справедливо отмечала профессор Н. А. Якубович, характеризуя окончание предварительного следствия с направлением уголовного дела в суд, «если в процессе расследования добыты доказательства, на основании которых следователь приходит к выводу, что преступление раскрыто, виновные изобличены, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, определены, меры по его возмещению приняты, а причины и условия, способствовавшие его совершению, установлены, то появляется и основание для признания расследования оконченным». В этом случае итоговым процессуальным документом будет являться обвинительное заключение, с которым дело поступает прокурору.
Проверяя материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, прокурор обязан разрешить вопросы:
- имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;
- нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела;
- произведено ли дознание или предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;
- обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;
- предъявлено ли обвинение по всем, установленным дознанием или предварительным следствием, преступным деяниям обвиняемого;
- привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступлений;
- правильно ли квалифицировано преступление;
- правильно ли избрана мера пресечения;
- приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискацией имущества;
- выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;
- составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями УПК;
- соблюдены ли органами дознания или предварительного следствия все иные требования УПК.
Прокурор разрешает таким образом не только вопросы о том, соблюдены ли следователем требования УПК, но и имеются ли основания для осуществления уголовного преследования на следующих стадиях уголовного процесса. Изучая дело, он делает ряд выводов: о полноте, всесторонности и объективности расследования, что находит свое выражение в доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; о соблюдении следователем всех норм процессуального закона и отсутствии процессуальных нарушений, препятствующих направлению дела в суд; о соответствии текста обвинительного заключения материалам дела.
Поскольку к моменту окончания предварительного следствия должно быть закончено производство всего комплекса необходимых по делу следственных действий, результаты которых должны обеспечить всесторонность и полноту исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания, прокурорам надо обращать внимание на соблюдение следователем условий, относящихся к использованию системы следственных действий.
Заслуживает внимания вопрос обеспечения всесторонности и полноты расследования, разрешения ходатайств обвиняемого, заявленных им при ознакомлении с материалами дела.
С учетом содержащихся в проекте УПК РФ предложений об изменении порядка судебного следствия, когда стороне защиты будет предоставлено безусловное право представления доказательств в судебном заседании, прокурор должен быть заинтересован в том, чтобы максимальное число ходатайств стороны защиты заявлялось и разрешалось именно в стадии расследования, поскольку в этом случае более ясной становится и тактика поддержания государственного обвинения в суде. Прокурору необходимо тщательно проанализировать доводы, приводимые обвиняемым и защитником в опровержение обвинения, и, с объективных позиций изучая материалы уголовного дела, проверить, что противопоставляется этим доводам. По этой причине желательно, чтобы уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением, изучалось не только прокурорскими работниками, осуществляющими надзор за следствием и дознанием, но и прокурорами, которым будет поручено поддержание по делу государственного обвинения. Особое внимание при изучении уголовного дела должно быть обращено на допустимость доказательств, поскольку в дальнейшем эти доказательства должны использоваться государственным обвинителем в судебном заседании. При выявлении доказательств, полученных с нарушением закона, прокурор либо возвращает дело на дополнительное расследование, либо предлагает следователю пересоставить обвинительное заключение без упоминания в нем недопустимых доказательств.
Не менее важным является изучение формулировки обвинения, проверка соответствия его закону и реально собранным доказательствам по делу. Следует обязательно реагировать на неразграничение в постановлениях о привлечении лиц в качестве обвиняемых по делам о групповых преступлениях действий каждого соучастника. В самом тексте обвинительного заключения доказательства должны излагаться последовательно, а обстоятельства дела описываться в соответствии с собранными доказательствами. В описательной части существо преступления должно описываться, включая в себя только уголовно-наказуемые деяния. Резолютивная часть обвинительного заключения должна соответствовать постановлению о привлечении в качестве обвиняемого. По многоэпизодным делам существо преступлений должно быть изложено в системе с тем, чтобы с учетом этой системы можно было планировать представление доказательств в судебном следствии и строить схему поддержания государственного обвинения.
В соответствии со статьей 221 УПК прокурор обязан рассмотреть поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток и принять одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Для такого решения должны быть установлены следующие обстоятельства:
- а) достаточность доказательств для рассмотрения дела в суде;
- б) возможность поддержания с имеющимися доказательствами государственного обвинения;
- в) допустимость собранных по делу доказательств;
- г) соответствие предъявленного обвинения собранным доказательствам;
- д) отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу;
- е) отсутствие процессуальных нарушений, исключающих возможность рассмотрения дела в суде;
- ж) соответствие обвинительного заключения требованиям закона.
Установив, что следователь нарушил требования УПК РФ (Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями 2 и 3 настоящей статьи.), а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения. В случаях, предусмотренных ч.1 п. 2 и п.3 статьи 221 УПК РФ, прокурор выносит мотивированное постановление.
Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).
Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
Обжалование решения прокурора, указанного в ч.1 пункте 2 статьи 221 УПК РФ, в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК РФ, приостанавливает его исполнение.
В отличии от предыдущей редакции, в УПК РФ, сейчас добавилось кое что новое в статью 222. Направление уголовного дела в суд. Ранее было только то что после утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном УПК РФ. Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом. Сейчас добавились новые положения: в случае, если обвиняемый содержится под стражей, копия обвинительного заключения с приложениями вручается ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения. Если обвиняемый отказался от получения копии обвинительного заключения либо не явился по вызову или иным образом уклонился от получения копии обвинительного заключения, то прокурор направляет уголовное дело в суд с указанием причин, по которым копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому.
Заключение
Преступление как наиболее опасный вид правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству серьезный вред. Это обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры для реализации норм уголовного закона и тем самым обеспечить охрану личности, прав и свобод граждан, общественный порядок и безопасность конституционного строя РФ, для гарантии мира и безопасности общества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений.
Одной из важнейших задач в ходе производства по делу является соблюдение и применение норм закона. Лишь при этом условии открывается возможность подвергнуть виновного справедливому, соответствующему тяжести преступления и его личности наказанию и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, ибо изобличить и наказать только виновного значит не допустить привлечения к ответственности и осуждению невиновного.
Основанная на законе и направляемая законом деятельность прокурора является немаловажным звеном всего уголовного процесса. Значение деятельности прокуратуры РФ, полномочия и порядок этой деятельности определяются федеральным законом. Я рассмотрела внесенные поправки в УПК РФ, а так же те новые полномочия которыми стал обладать прокурор, и те которые у него отняли, и отдали Следственным органам.
Широкими полномочиями прокурор обладает в стадии предварительного расследования. В ней он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.
Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел осуществляет общее руководство расследованием, направляет его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследованиях, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, продлевать сроки расследования и содержания обвиняемого под стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило.
Особое значение имеет прокурорский надзор там, где происходит ограничение конституционных прав и свобод граждан. Прокурор не должен давать санкции на заключение под стражу, если это не вызвано необходимостью, и изменять эту меру пресечения как только отпадают основания, по которым она избрана.
Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащего содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенному в судебно-психиатрическое учреждение.
Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования призван обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц.
Надзор за соблюдением законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия в процессе расследования уголовных дел – одно из основных направлений в деятельности органов прокуратуры, важная отрасль высшего надзора за точным исполнение законов.
Использованная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/prokurorskiy-nadzor-v-stadii-predvaritelnogo-rassledovaniya/
Нормативно правовые акты:
1) Конституция РФ от 12.12.1993. «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2) Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ, «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА», 2001, N 249
3) Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 «Российская газета» 26.06.1996г.
4) Федеральный закон “о прокуратуре РФ”от 17.01.1992 г. N 2202-I М.:
5) Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. 14 авг. № 33. Ст. 3349.
6) Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 6.09.2007 г. N 136
7) Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».
8) Приказ Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
Учебники:
1) Ястребов В.Б. Учебник прокурорского надзора. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Издательский Дом “Городец”», 2005.
2) Савицкий В.М. Учебник: Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975
3) Якубович Н. А. Учебник: Окончание предварительного следствия по делам, направленным в суд. М.,1970.
4) Сухарева А.Я. Учебник: «Российский прокурорский надзор.», Москва, 2001
5) Соловьев А. Б., Багаутдинов Ф. Н., Филиппов М. Н. Учебник: Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М., 1996.
6) Комлев Б. А. Учебник: Прокурорский надзор за использованием доказательств в обвинительном заключении // Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы. М., 1997.
7) Соловьев А. Б. Учебник Следственные действия на первоначальном этапе расследования преступлений. Кемерово, 1994. С. 28—35.
8) Маркина Е.А. Учебник: Разрешение прокурором вопросов допустимости доказательств при направлении уголовного дела в суд // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. М., 1997.
9) Учебник для юридических институтов и факультетов. Прокурорский надзор. Под. Ред. М. П. Малярова. Изд ¨Юридическая литература¨, 1966.
10) Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 120 с.
11)Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. Учебное пособие. — М.: «Проспект», 2001. — 88 с.
12)Соловьёва Н.А., Соловьёв В.К. Учебник: Современное законодательство о судебном контроле и прокурорском надзоре в досудебном производстве: Лекция. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. — 52 с.
13)Копылова О.П. Учебник: Роль прокурора в различных стадиях уголовного процесса: Лекция. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — 44 с.
14)Копылова О.П. Кчебник: Уголовный процесс: В 2 ч. Ч.2. Особенная часть уголовного процесса: Курс лекций. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 100 с.
15)Сильнов Михаил Александрович // Лекции: . Москва 1999г.
16)Козусев А. Ф. Учебник: Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. М., 2001.
17)Короткое А. П., Токарева М. Е. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: Научно-практическое пособие // Прокурорская и следственная практика. 2004. № 1-2. С. 220-243.
18)Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. М., 2002.
19)Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела / Под ред. А. П. Короткова, М. Е. Токаревой. М., 2002
20)Рохлин В. И. и др. Бандитизм: Расследование и прокурорский надзор. СПб., 1998.
Статьи:
1) Плотницкий А.В., статья «уголовный процесс», Российский следователь, М.2008: Издательство «Юрист», №2
2) Ген.прокурор Ю.Чайка, Информационно электронное издание «Территория права», Адвокатская ведомость.
3) Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следователями МВД. М., 1997. #»#»>#»#»>#»#»>#»#»>#»#»>#»#»>#»#_ftnref1″ name=»_ftn1″ title=»»>[1] #»#_ftnref2″ name=»_ftn2″ title=»»>[2] ФЗ “о прокуратуре РФ”от 17.01.1992 г. N 2202-I
ФЗ “Уголовно-процессуальный кодекс РФ”от 18.12.2001 N 174-ФЗ
п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 6.09.2007 г. N 136
статья Плотницкого А.В., журнал «Российский Следователь» №2 Издательство «Юрист»,М.2008, стр.11
п. 1.3 Приказа Ген. Прокуратуры РФ от 6.09.2007 г. N 136.
п. 1.7 Приказа Ген. Прокуратуры РФ от 6.09.2007 г. N 136.
п. 1.9 Приказа Ген. Прокуратуры РФ от 6.09.2007 г. N 136.
Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975, с.193.
Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора М., 1975, с. 200.
Ген.прокурор Ю.Чайка, Информационно электронное издание «Территория права», Адвокатская ведомость: #»#_ftnref12″ name=»_ftn12″ title=»»>[12] Данные Управления организационно-аналитического и методического обеспечения Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ.
Сухарева А.Я. «Российский прокурорский надзор.», Москва, 2001, гл.14 п.4
Якубович Н. А. Окончание предварительного следствия по делам, направленным в суд. М.,1970. С. 5.
Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следователями МВД. М., 1997. С. 85
Соловьев А. Б., Багаутдинов Ф. Н., Филиппов М. Н. Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. М., 1996. С. 59—61. См. также: Соловьев А. Б. Следственные действия на первоначальном этапе расследования преступлений. Кемерово, 1994. С. 28—35.
Сухарева А.Я. «Российский прокурорский надзор.», Москва, 2001, гл.14 п.6
Комлев Б. А. Прокурорский надзор за использованием доказательств в обвинительном заключении // Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы. М., 1997. С. 180—197; Маркина Е.А. Разрешение прокурором вопросов допустимости доказательств при направлении уголовного дела в суд // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. М., 1997. С. 218—222.