Процессуальный статус прокурора

Общепризнано, что в уголовном судопроизводстве очень важное место занимает правовой статус прокурора, его деятельность в досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства осуществляется в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, она также направлена на защиту охраняемых законом интересов общества и государства, на охрану прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства. 1

Кроме того, в досудебном производстве прокурор одновременно осуществляет надзор за соблюдением федеральных законов органами дознания и органами предварительного следствия или, как указано в ч. 1 ст. 37 УПК РФ, надзор за процессуальной деятельностью названных органов. 2 N

Как мы видим, деятельность прокурора в досудебном производстве очень многогранна, а регламентация его процессуальных функций претерпевает постоянные изменения, законодатель то сужает круг полномочий прокурора, то вновь считает необходимым их расширить.

И поскольку прокурор является такой значимой процессуальной фигурой, поскольку постоянному пересмотру подлежит круг его полномочий, и учитывая, что такой пересмотр влечет неизбежные изменения в правовом статусе других участников уголовного судопроизводства, мы считаем тему нашей курсовой работы чрезвычайно актуальной и для уголовно-процессуальной науки, и для правоприменителя.

Научная разработанность в целом института уголовного преследования и правового статуса прокурора в его осуществлении напрямую связана с исследованиями правоведов, формировавших отечественную науку прокурорского надзора, к которым относятся: В.И. Басков, А.Д. Берензон, Ю.Е. Винокуров,И.И. Карпец, М.Ю. Рагинский, В.П. Рябцев, А.Я. Сухарев, Ю.И. Скуратов, В.И. Шинд, обосновавших объективную необходимость закрепления за органами прокуратуры помимо надзорных функций и осуществление уголовного преследования как самостоятельного направления прокурорской деятельности. 3

Целью нашей курсовой работы является изучение различных аспектов деятельности прокурора и его процессуального статуса в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Для реализации намеченной цели мы ставим перед собой следующие задачи: дать общую характеристику статуса прокурора в досудебном производстве; рассмотреть основные направления деятельногсти прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса.

29 стр., 14483 слов

Предварительное расследование как стадия уголовного судопроизводства

... общественные отношения, связанные с производством предварительного расследования как стадии уголовного судопроизводства. Предметом исследования служат правовые и исторические аспекты развития форм предварительного расследования, учебная и научная литература, по выявлению предварительного расследования как стадии уголовного производства, рассмотрение процессуальных документов, ...

Объектом исследования выступают правовые отношения, регулируемые уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. От 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» 4 (ред. От 28.11.2015) // Российская газета.1992. N 39.

, которые возникают в связи с реализацией правового статуса прокурора в механизме уголовного преследования, осуществляемого им в досудебном производстве уголовных дел.

Предметом исследования являются вопросы, касающиеся участия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам, проблемы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия.

Методологическую основу нашей работы составляют такие способы и средства исследования как: логический, формально-юридический метод, сравнительно-правовой, историко-правовой и другие методы.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов, которые в свою очередь, состоят из пяти подразделов, заключения и списка использованных источников.

1 Правовой статус прокурора в досудебном производстве по уголовному делу

1.1 Общая характеристика правового статуса прокурора как участника уголовного судопроизводства

Правовой статус прокурора – это системная совокупность его процессуальных прав, корреспондирующих им обязанностей, а также наличия собственного процессуального интереса, определяемого назначением уголовного судопроизводства, и установленной законом процессуальной ответственности. 5

УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1 ст.37 УПК РФ). 6 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52. Ст. 4921.

14 стр., 6574 слов

Прокурор на досудебной стадии уголовного процесса

... предварительным расследованием. Характерным признаком прокурорского надзора за предварительным расследованием является то, что в отличие от общего надзора он осуществляется в процессуальной форме. Каждое действие прокурора при осуществлении этого надзора предусмотрено и регламентировано уголовно-процессуальным законом. Надзор прокурора в стадии возбуждения уголовных ...

Исходя из этого законодательного определения, мы можем выделить основные элементы правового статуса прокурора.

Во-первых, следует рассматривать прокурора как должностное лицо прокуратуры РФ, правовое положение которого определяется УПК РФ и Федеральным законом , при этом в досудебном производстве вводятся понятия – прокурор, его заместитель, приравненные к ним прокуроры, нижестоящий или вышестоящий прокурор; в судебном производстве судов первой и второй инстанций — государственный обвинитель, прокурор и (или) вышестоящий прокурор; в кассационном, надзорном производстве и производстве ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств — Генеральный прокурор РФ, его заместитель, прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители, прокурор. 7

Во — вторых, прокурор имеет свою компетенцию, которая зависит от стадии уголовного судопроизводства.

Функции прокурора, Крюков В.Ф. подразделяет на общие, относящиеся ко всем стадиям уголовного судопроизводства, и специальные, распространяемые на стадии судебного или досудебного производства. К общим функциям относятся процессуальная, обеспечивающая продвижение обвинения на всех стадиях процесса, и правозащитная. К специальным относятся: в досудебном производстве – организационно-распорядительная, обеспечивающая процессуальное руководство производством дознания уголовных дел и надзорная, позволяющая соблюдать режим законности при производстве уголовных дел органами предварительного расследования; в судебном производстве – поддержания государственного обвинения или отказа от него и выявления судебных ошибок, с принятием процессуальных мер к их устранению. 8 Крюков В.Ф. Правовой статус прокурора в уголовном преследовании (досудебное и судебное производство): автореф. дис. канд.юрид.наук. М. 2012.

Одной из важнейших функций как на стадии досудебного производства, так и на стадии судебного разбирательства, является осуществление прокурором уголовного преследования.

Так, поскольку российский уголовный процесс является процессом смешанного типа, при котором предварительное обвинение формируется в ходе предварительного расследования, необходимость сохранения активной роли прокурора при осуществлении уголовного преследования очевидна. Процессуальные полномочия прокурора должны позволять ему влиять на сбор, проверку и оценку доказательств по уголовным делам, квалификацию содеянного, результаты расследования. Следует также учитывать исторический опыт России, систему и структуру органов предварительного расследования, уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и правовой грамотности населения. Все это позволяет констатировать: надзорная деятельность прокурора в досудебном производстве призвана быть действенным средством выявления и пресечения нарушений закона. Решение же законодателя о полном, по сути, отстранении прокурора от формирования обвинения в ходе предварительного расследования, по нашему мнению, было ошибочным. 9 Капинус О. С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве // Прокурор. 2013. N 2. С.18.

4 стр., 1628 слов

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу

... то уголовное дело в этом случае подлежит направлению прокурору для определения подследственности, и расследование по уголовному делу будет продолжаться в форме предварительного следствия. Завершение предварительного расследования в ... дознавателя пагубно сказывается на его работе: он утрачивает инициативу, заинтересованность в работе». Полагаю срок производства дознания, который установлен на ...

Важно также отметить, что законодатель, возложив на прокурора осуществление уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, т.е. выделив два самостоятельных направления его деятельности, имеющие собственные предмет, объект и содержание, четко не разделил эти направления и полномочия прокурора по их осуществлению. Разный объем предоставленных прокурору полномочий по отношению к органам дознания и органам предварительного следствия еще больше осложняет ситуацию, внося дополнительные неопределенности в статус прокурора в досудебном производстве.

Таким образом, именно полномочия прокурора и составляют основу его правового статуса, и потому этот вопрос требует особо пристального изучения стороны ученых, правоприменителей и самое главное, со стороны законодателя, поскольку последний, на наш взгляд, зачастую оказывается не совсем последовательным при определении правовой функции прокурора в досудебном производстве,

Так, были максимально сокращены в 2007 году надзорные полномочия прокурора, а в 2010 году признана необходимость их расширения, с предоставлением прокурору права отменять незаконные и необоснованные постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия и о прекращении уголовного дела (уголовного преследования).

1.2 Соотношение статуса прокурора с процессуальным положением других участников досудебного производства

Для более глубокого понимания сущности правового статуса прокурора в досудебном производстве, необходимо соотнести его полномочия с процессуальным положением иных участников досудебного производства, среди которых суд, руководитель следственного органа, следователь, адвокат и иные участники.

Однако в данном подразделе мы рассмотрим лишь соотношение функций прокурора с полномочиями суда и руководителя следственного органа, поскольку круг вопросов, входящих в их компетенцию, наиболее тесно связан с деятельностью прокурора в стадии досудебного производства.

Итак, для начала отметим, что процессуальное положение прокурора в досудебных стадиях претерпело в 2007 и 2010 гг. масштабные изменения.

6 стр., 2546 слов

Судебный контроль на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного ...

... и Свердловской области по осуществлению судебного контроля на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В работе использованы результаты изучения автором более 600 материалов отдельных производств по судебному контролю на досудебных стадиях уголовного процесса за период с ...

К числу основных результатов проведенных преобразований следует отнести:

— утрату прокурором руководящей роли при осуществлении уголовного преследования; сокращение полномочий по непосредственному осуществлению уголовного преследования (изъятие у него права возбуждать уголовные дела, проводить расследования в полном объеме или в части производства отдельных следственных и иных процессуальных действий);

— выделение в самостоятельное ведомство следственного аппарата органов прокуратуры;

— значительное сокращение объема надзорных полномочий прокурора, большая часть из которых была передана руководителю следственного органа. 10 Капинус О. С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве // Прокурор. 2013. N 2. С.18.

В свете произошедших изменений, особый интерес представляет процессуальная фигура руководителя следственного органа.

Некоторые ученые считают , что в сферу деятельности руководителя следственного органа должны входить только вопросы организации предварительного следствия и процессуальное руководство расследованием, вопросы тактики и методики предварительного следствия по конкретным уголовным делам. Ведомственный контроль должен носить преимущественно предварительный, превентивный характер, быть направлен на предупреждение нарушений закона, а также на повышение эффективности организации расследования. Прокурор же должен обладать необходимым объемом полномочий для устранения нарушений закона, своевременно не выявленных руководителем следственного органа.

В связи с изложенной позиции, отражающей роль прокурора в уголовном судопроизводстве, также представляется необходимым восстановить право прокурора давать следователю обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных и иных процессуальных действий, об изменении объема обвинения, а также о квалификации расследуемого деяния. Чтобы избежать упреков в заинтересованном подходе к названной проблеме, скажем, что компетенция по даче таких указаний могла бы быть ограничена, во — первых, случаями выявления нарушений закона и, во — вторых, пределами, в которых это необходимо для устранения данных нарушений. Своевременное устранение выявленных нарушений закона (материального или процессуального) приведет к повышению качества расследования, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности государственного обвинения в суде и вынесению законных и обоснованных судебных решений.

3 стр., 1037 слов

Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением ...

... картины надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации. Задачи исследования: раскрыть понятие надзора и контроля. охарактеризовать Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства. проанализировать полномочия государственной инспекции труда. исследовать виды государственного контроля за соблюдением трудового ...

Что же касается соотношения полномочий прокурора и суда на стадии досудебного производства, то здесь необходимо выделить такие понятия как «прокурорский надзор» и «судебный контроль».

Термины «контроль» и «надзор» близки по смысловому значению, поэтому в теории и на практике четкого разграничения этих понятий нет, и условно их применяют как идентичные.

В теории уголовного процесса до настоящего времени не сложилась однозначная позиция о соотношении форм процессуального контроля и надзора на досудебном производстве, поскольку конкретные средства их осуществления в силу единства их предназначения тесно взаимосвязаны, а иногда дублируют друг друга. 11 Чепурная И.В. Соотношение судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного контроля на досудебных стадиях уголовного судопроизводства // http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=671 (18.03.2016 г.)

До недавнего времени надзор за исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса был монопольным правом прокуратуры. Суд не мог вмешиваться в ход расследования, пока не получал законченное дело с обвинительным заключением. Сейчас ситуация изменилась, ведь ограничение конституционных прав и свобод граждан теперь происходит только на основании судебного решения (таких как тайна переписки, телефонных переговоров, личную неприкосновенность и др.). 12 С оловьева Н. А., Соловьев В. К.. Современное законодательство о судебном контроле и прокурорском надзоре в досудебном производстве. Волгоград., 2012. С. 52 .

С расширением судебного контроля, несомненно, произошло определенное вытеснение прокурорского надзора.

Широкие полномочия суда в досудебном производстве, ограничили полномочия прокурора и, прежде всего, в исконно надзорной его деятельности при выдаче санкций на проведение важнейших процессуальных действий следователем и дознавателем. Однако, это не означает, что происходит замена прокурорского надзора судебным контролем. Наоборот, судебная процедура с элементами состязательности предполагает более эффективную защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений и является дополнительной гарантией законности в рассматриваемой сфере уголовного судопроизводства.

9 стр., 4160 слов

Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий

... УК. Если ответственность за допущенное должностным лицом нарушение служебных полномочий предусмотрена специальной уголовно-правовой нормой, ... Превышение должностных полномочий и предусмотренные виды наказаний 1.Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий ... взятки депутатом, судьей, прокурором, сотрудником милиции либо иным должностным лицом неминуемо бросает тень ...

Основной функцией прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства продолжает оставаться функция надзора за законностью расследования преступлений. Важное предназначение судебного контроля в досудебном производстве — защита прав и свобод человека и гражданина. Это становится очевидным при анализе определенного законодателем предмета судебного контроля в досудебном производстве. Предмет же прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, значительно шире. Так, помимо надзора за соблюдением прав и свобод человека, которое согласно статьи 6 УПК РФ является для прокурора приоритетным, в предмет надзора на данном направлении деятельности прокурора входит установленный законом порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (ст. 29 Закона о прокуратуре). 13 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. От 28.11.2015) // «Российская газета». 1992. N 39.

Деятельность суда на досудебных стадиях, безусловно, влияет на законность принимаемых следователем основных процессуальных решений. Вместе с тем она не охватывает всей деятельности по расследованию преступлений, так как распространяется только на решения следователя, затрагивающие конституционные права участников уголовного процесса и не может заменить постоянно действующего прокурорского надзора. К тому же надзор за законностью — основная функция прокуратуры, а не суда. Прокурор в отличие от суда действует на всем протяжении расследования преступлений: с момента поступления сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и до направления в суд уголовного дела либо прекращения его производством. Прокурорский надзор постоянен, оперативен, распространяется на все без исключения уголовные дела и не требует для этого обращения участников расследования и других заинтересованных лиц.

Суд и прокурор осуществляют свои функции независимо друг от друга, и контрольная деятельность суда не только не подменяет, но и не дублирует надзор прокурора.

Существует мнение, что прокурорский надзор должен остаться только в отношении тех следственных действий, которые производятся без судебного решения.

Однако прокурорский надзор должен осуществляться как до, так и после принятия судом решения о применении меры пресечения в отношении обвиняемого, подозреваемого, так и в связи с проведением следственного действия, ограничивающего конституционные права и свободы личности. Прокурор как орган, осуществляющий надзор за предварительным следствием, не должен оставаться безучастным наблюдателем: получит ли следователь или дознаватель разрешение судьи на проведение отдельных следственных’ действий. Напротив, дача прокурором следователю или дознавателю предварительного согласия на возбуждение перед судом определенного ходатайства, не только разгрузит суд от рассмотрения необоснованных и незаконных обращений следственных органов, но и будет способствовать принятию судом законного решения. Обязательное согласование с прокурором обращений дознавателя и следователя в суд соответствует принципам непрерывности и всеохватываемости прокурорского надзора и повышает эффективность прокурорского надзора в досудебном производстве. 14 Чепурная И.В. Соотношение судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного контроля на досудебных стадиях уголовного судопроизводства // http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=671 (18.03.2016 г.)

5 стр., 2361 слов

Возвращение уголовного дела прокурору (по ст. 237 УПК)

... стать оправдательный приговор по уголовному делу.На срабатывание такого механизма как возвращение судом уголовного дела прокурору, предусмотренного ст.237 УПК РФ влияют следующие факторы - нарушение порядка возбуждения уголовного дела, нарушение сроков предварительного следствия, нарушение права на ...

1

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при определении соотношения прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля, предпочтительнее не их взаимное исключение, а, наоборот, разумное сочетание преимуществ этих трех форм контроля в системе обеспечения гарантий законности при расследовании преступлений и, прежде всего, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

2 Основные направления деятельности прокурора в досудебном производстве по уголовным делам

2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела

В соответствии со ст. 21 УПК РФ прокурор, а также следователь и дознаватель от имени государства осуществляют уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения. В каждом случае обнаружения признаков преступления они обязаны принять предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Несмотря на то что, согласно закону, прокурор в осуществлении уголовного преследования является безусловным лидером, он законодательно поставлен в неравные условия, поскольку исключен из перечня субъектов, полномочных, согласно ст. 144 УПК, рассматривать сообщения о преступлении и принимать решения по существу. Он может только перенаправить заявление должностному лицу, которое далеко не всегда оперативно и квалифицированно принимает меры, предписанные уголовно-процессуальным законом. А волокита, допущенная на этой стадии, ставит под сомнение саму возможность раскрытия преступления. Упущенное время негативно влияет на фиксирование следов преступления, установление свидетелей, подозреваемого, подлежащего задержанию. 15 Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2012. N 9. С. 25-31.

34 стр., 16676 слов

«Правовое регулирование возбуждения уголовного дела и отказа ...

... рассмотреть поводы и основания для возбуждения уголовного дела; проанализировать процессуальный порядок возбуждения уголовного дела; рассмотреть основания отказа в возбуждении уголовного дела; охарактеризовать процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Цель и задачи определяют структуру выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух ...

С учетом этого представляется необходимым вернуть прокурору полномочия по приему и разрешению сообщений о совершенных преступлениях с принятием мотивированных решений о возбуждении уголовного дела и направлении его для производства предварительного расследования.

О возвращении прокурору полномочий по возбуждению уголовных дел давно говорят и ученые и практики, и депутаты ГД РФ. Мнения на этот счет неоднозначны, но большинство из них склоняется к тому, чтобы все же вернуть прокурору такие полномочия.

Так, группа депутатов КПРФ во главе с лидером партии Геннадием Зюгановым внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает значительное расширение полномочий прокурора в досудебном процессе, в том числе наделение его правом возбуждать и расследовать уголовные дела. 16 Публикация: « КПРФ внесла в ГД проект о возврате следственных полномочий прокурорам » // Официальный сайт агентства «РИА Новости»: http://ria.ru/politics/20150831/1219955755.html (18.03.2016 г.)

«Расширение полномочий прокурора в досудебном уголовном судопроизводстве усилит законность в этой сфере, повысит эффективность работы следственного аппарата, позволит пресекать встречающиеся случаи круговой поруки между следователями и их непосредственными руководителями»,

  • говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, о необходимости принятия такого законопроекта неоднократно высказывался и Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Так, в интервью газете «Коммерсант» Чайка поясняет: «Можно только сожалеть, что этот законопроект не нашел поддержки. Принятые в 2007 году поправки в УПК и закон о прокуратуре существенно сократили полномочия прокуроров по надзору за следствием. В результате прокурор оказался лишен ряда надзорных полномочий, которые ему предоставлялись еще с 1864 года, когда был принят Устав уголовного судопроизводства. Хочу подчеркнуть, что в соответствии с УПК прокурор не только надзирает за исполнением законов органами расследования, но и осуществляет от имени государства уголовное преследование. Он вправе отменить незаконные решения о возбуждении уголовных дел или об отказе в их возбуждении, инициировать уголовное преследование. И в то же время, даже имея для этого процессуальные предпосылки, не может возбудить уголовное дело. Отсутствие у прокурора таких полномочий не способствует укреплению законности и не отвечает принципам международного права. Достаточно сказать, что в рекомендации комитета министров Совета Европы 2000 года «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» указывается, что прокуроры не только поддерживают обвинение в суде, но и «во всех системах уголовного правосудия решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования». Даже среди прокуратур стран—участниц СНГ — парадоксальный факт! — российские прокуроры — единственные, кто не наделен правом возбуждения уголовных дел.» 17 Чайка Ю.Я. У нас защищают всех. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ: http://genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-76585/ (18.03.2016).

Одно из полномочий прокурора в досудебных стадиях производства по уголовному делу — проверка исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).

На это его нацеливает и Приказ Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия». Он обязывает прокуроров мерами реагирования осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности этих органов, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений. 18 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствии: Приказ Генпрокуратуры России (в ред. от 08.06.2015) // Законность. 2011. N 12.

На практике возникают вопросы, связанные с вынесением акта прокурорского реагирования по выявленным нарушениям закона, которые зачастую носят массовый характер. Общеизвестно, что в этих случаях представление является традиционным актом прокурорского реагирования. Однако его Следственный комитет воспринимает болезненно (со ссылками на то, что оно не предусмотрено УПК).

В связи с этим по регулярно выявляемым прокурорами нарушениям закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в территориальных органах управления Следственного комитета РФ по субъектам РФ в порядке исключения направляются информации об их устранении, хотя в другие органы предварительного расследования по аналогичным нарушениям вносятся представления. Между тем направляемые информации не являются актом прокурорского реагирования и не влекут каких-либо негативных последствий в случае их нерассмотрения по существу. В итоге это приводит к тому, что из года в год допускаются однотипные нарушения учетно-регистрационной дисциплины, поскольку причины и условия, способствующие им, не устраняются. Виновные должностные лица к дисциплинарной ответственности привлекаются в единичных случаях. 19 Абдул-Кадыров Ш. М. Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2012. N 9. С. 25-31.

Непростой остается и ситуация с укрытием преступлений органами дознания и предварительного следствия.

Одним из самых распространенных способов укрытия преступлений продолжает оставаться незаконный отказ в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении. Поэтому важно, чтобы у прокурора был действенный рычаг, позволяющий предупредить и пресечь такие попытки. Возвращение полномочия по отмене необоснованных постановлений следователя и руководителя следственного органа об этом в какой-то степени избавило прокурора от необходимости «просить» не нарушать уголовный закон.

Одно из ключевых в рассматриваемой стадии — полномочие прокурора на отмену постановления о возбуждении уголовного дела в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для этого (ч. 4 ст. 146 УПК).

Но и здесь есть законодательные барьеры, которые значительно ослабляют позиции прокурора. 20 С оловьева Н. А., Соловьев В. К.. Современное законодательство о судебном контроле и прокурорском надзоре в досудебном производстве. Волгоград., 2012. С. 137.

Так, если постановление о возбуждении уголовного дела направляется прокурору незамедлительно, то материалы дела могут быть представлены в неопределенный срок. При этом срок для отмены логично привязан к поступлению материала. Такое положение вещей, на наш вщгляд, создает благоприятные условия для «волокиты».

Кроме того, по мнению Ш. М. Абдул — Кадырова, следует исключить, как порочную, практику отмены постановления о возбуждении уголовного дела, если по нему выполнены следственные и другие процессуальные действия, в том числе ограничивающие конституционные права граждан. Сложившийся порядок не только нарушает права граждан на реабилитацию (ст. ст. 133 — 134 УПК), но и позволяет ответственным должностным лицам манипулировать статистикой.

В каждом случае, когда по делу выполнены следственные и другие процессуальные действия, ограничившие конституционные права граждан, а оснований для его возбуждения не было, оно подлежит прекращению. И здесь возвращение прокурору права на прекращение незаконно возбужденного дела будет служить дополнительной гарантией реализации прав граждан на защиту от незаконного уголовного преследования и повысит личную ответственность должностных лиц, обеспечивающих уголовное преследование. Прекращение уголовного дела, по которому проводились следственные и иные процессуальные действия, соответствует и ч. 1 ст. 24 УПК, где указывается, что «уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению». 21 Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2012. N 9. С. 25-31.

Таким образом, на наш взгляд, восстановление полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела будет способствовать реальному осуществлению его функций в уголовном судопроизводстве.

2.2. Полномочия прокурора по организации надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

С принятием новых редакции Закона «О прокуратуре Российской Федерации» в 2007 и в 2011 годах произошли масштабные изменения объема полномочий прокурора в отношении органов предварительного следствия, в частности серьезно были перераспределены полномочия между прокурором и руководителем следственного органа. В связи с этими корректировками существенно были пересмотрены и соответствующие положения УПК РФ.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки.

При признании решения следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносится мотивированное постановление о его отмене, в котором указываются обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставится вопрос о возбуждении уголовного дела. 22 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. N 52. Ст. 4921.

Следует заметить, что при наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений. Кроме того необходимо обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел и требовать своевременного направления прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела.

Копии постановлений о возбуждении уголовного дела прокурор должен рассматривать в срок не позднее 24 часов и тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. 23

При решении вопроса об отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведённой проверки необходимо указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.

Генеральный прокурор РФ в своем приказе обращает внимание на своевременное принятие мер к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях несоблюдения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока сообщения прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования, незамедлительно проверять жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных, а также учитывать, что согласно ч. 4 ст. 96 УПК РФ сохранение в тайне факта задержания может осуществляться только с согласия прокурора.

Приказ Генпрокуратуры требует обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения. 24 Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2011 N 162 // Законность. 2011. N 11.

В каждом случае прокурору, участвующему в судебном заседании, следует составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения к рассмотренным судом материалам и надзорному производству.

Органы следствия должны своевременно направлять прокурору уведомления о каждом случае производства без судебного решения, следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, 25 Конституция РФ от 12 декабря 1993 года ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ.2014. N 31. Ст. 4398.

таких как осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск и выемка в жилище, личный обыск, наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.

Должны соблюдаться положения ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении прокурор должен проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ, особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного. 26 Парфенова М.Ф. Обеспечение права подозреваемого (обвиняемого) на защиту на досудебных стадиях уголовного процесса // Уголовное судопроизводство. 2008. N 3. C . 23-27.

При необходимости предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для изучения.

Следует обратить внимание, что прокуроры при выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, должны направлять руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений.

Нужно заметить, что осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, необходимо добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. Прокурорам необходимо контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ и проверять законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел.

В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя. Прокурорам следует учитывать, что решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 25 и 28 УПК РФ, принятое с согласия заместителя руководителя следственного органа, может быть отменено руководителем этого следственного органа. 27 N 10.

В случае признания незаконным или необоснованным постановления о приостановлении предварительного следствия необходимо направить руководителю следственного органа требование об устранении выявленного нарушения федерального законодательства.

Еще одним значимым полномочием прокурора является утверждение обвинительного заключения. Прокурор должен изучать соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие имеющихся в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ. При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ следует выносить мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения. Также в случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного прокурор должен возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объёма обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков.

Также, прокурор в соответствии со ст. 124 УПК РФ должен рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные в обращении заявителей доводы. При необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок. 28 О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора: Приказ Генпрокуратуры РФ от 01.11.2011 N 373 // Законность. 2012. N 1.

При получении заявления о применении незаконных методов расследования в ходе проверки сообщения о преступлении или производства предварительного следствия незамедлительно должны проверяться все доводы, приведённые заявителем. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, прокурор мотивированным постановлением направляет материалы в соответствующий следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор или его заместитель выносит постановление о полном либо частичном её удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чём уведомляет заявителя. 29 Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45(ред. От 09.12.2015) // Законность. 2013. N 4.

Копию постановления об удовлетворении жалобы прокурор должен направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

Приказ также требует обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

При участии в судебном заседании прокурор должен давать заключения по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся в прокуратуре материалов. В случае удовлетворения судом жалобы следует рассматривать вопрос о необходимости внесения в соответствии с федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» представления и постановки вопроса перед руководителями следственных органов об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

При этом в Приказе обращено внимание на то, что в прокуратурах должны обобщать и анализировать состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований и представлений прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования, и по результатам анализа принимать меры, направленные на совершенствование организации надзора. 30

2.3 Полномочия прокурора по организации надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

В предыдущем подразделе были рассмотрены полномочия прокурора в отношении органов предварительного следствия, и как уже указывалось, в этой сфере прокурор утратил часть своих полномочий, однако на сегодняшний день у прокурора сохранены значительные полномочия в части надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.

В целях обеспечения своевременного и качественного раскрытия преступлений прокурор в пределах своих полномочий даст дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (ст. 4 ч. 2 ст. 37 УПК).

В случае необходимости прокурор вправе давать письменные указания органу дознания о производстве расследования по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, отнесенных к подследственности следователей (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

И наоборот — изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его для дальнейшего расследования следователю с указанием причин такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК).

Он вправе отменять любые незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также дознавателя (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

Прокурор разрешает отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК).

Он продлевает срок производства дознания.

К полномочиям прокурора отнесено право давать согласие дознавателю па возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий (обыск, выемка, контроль и запись переговоров и др.), которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

При несогласии с ходатайством дознавателя прокурор выносит мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела. 31 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ(ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г. N 52.Ст.4.

Предметом особого внимания прокурора являются меры процессуального принуждения, которые вправе применять органы дознания и предварительного следствия (задержание, заключение под стражу, домашний арест и т.д.).

Он правомочен проверять законность задержания подозреваемых, проверять документы, послужившие основанием для водворения лица в изолятор временного содержания. При получении заявления задержанного о незаконных методах расследования прокурор проводит проверку всех доводов с принятием соответствующих мер прокурорского реагирования. В частности, он уполномочен своим постановлением немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока.

Прокурор правомочен давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей. При этом он обязан принимать такое решение только после тщательного изучения всех материалов дела. Особое внимание им обращается на необходимость мер пресечения в виде заключения под стражу; при этом учитываются характер совершенного преступления и сложность уголовного дела, возрастные особенности лица, в отношении которого решается вопрос о применении заключения под стражу, и т. д.

Одним из важнейших направлений деятельности органов дознания является осуществление оперативно — розыскной деятельности. Эти полномочия дознавателя регламентированы УПК и Федеральным законом «Об оперативно — розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об ОРД»). 32 N 160.

И поскольку такая деятельность органов дознания связана с ограничением конституционных прав и свобод граждан, то прокурорский надзор здесь должен осуществляться особенно тщательно и эффективно.

Полномочия прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно -розыскную деятельность, закреплены сразу в нескольких нормативных актах: во-первых это УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», где регламентированы общие полномочия прокурора в досудебном производстве, в том числе и в отношении органов дознания (ст.37 УПК), во -вторых, в самом ФЗ «Об ОРД» имеется ст. 20, согласно которой Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона «Об ОРД» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. По их требованию руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Прокуроры обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах. А неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Наконец, данная сфера деятельности прокурора детально регламентируется приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» 33 Законность. 2011.N 9.

Согласно данному приказу проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности прокурорам необходимо проводить: по обращениям граждан, юридических и должностных лиц; по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора; в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора и в других случаях.

Кроме того, уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий также следует проверять: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности; законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений. Учитывая при этом , что дела оперативного учета прекращаются в случае решения задач оперативно-розыскной деятельности или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения; законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий; законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности; наличие соответствующих полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности.

Как мы видим, круг полномочий прокурора здесь весьма обширный, поскольку оперативно — розыскная деятельность связана с ограничением прав и свобод граждан, и нередко органы дознания допускают существенные нарушения закона.

Кроме того и сам закон «Об ОРД», по нашему мнению, содержит ряд пробелов и противоречий, о чем свидетельствует огромное количество обращений граждан в Конституционный Суд РФ о признании отдельных положений Федерального закона «Об ОРД» неконституционными, поэтому прокурорский надзор здесь должен быть особенно эффективен.

Итак, проанализировав полномочия прокурора в отношении органов дознания, мы можем сделать вывод, что только прокурор способен наиболее полно и эффективно обеспечить надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при производстве дознания, за исполнением федерального законодательства органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение нашего исследования хотелось бы подвести итог проделанной работе и отметить, что, на наш взгляд, цель курсовой работы, выраженная в изучение различных аспектов деятельности прокурора и его процессуального статуса в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, достигнута, поскольку нами были решены такие задачи как: изучение общей характеристики статуса прокурора в досудебном производстве; рассмотрение основных направлений деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса, в частности при осуществлении надзора за органами предварительного расследования.

Изучив правовой статус прокурора в досудебном производстве по уголовным делам, мы можем сделать несколько выводов.

Во — первых, прокурор является очень значимой процессуальной фигурой, уполномоченной разрешать широкий круг вопросов, связанных с осуществлением надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.

Во — вторых, одним из важнейших направлений деятельности прокурора является надзор за исполнением уголовно — процессуального и иного законодательства органами, предварительного следствия, дознания, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, ведь только прокурор, на наш взгляд, обладает наиболее полным объемом полномочий и средств, способных эффективно воздействовать на указанные органы.

Наконец, именно прокурору Законом предоставлены полномочия по защите основных прав и свобод граждан.

Однако, по нашему мнению, при таком обширном круге вопросов, которые необходимо решать прокурору на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, он располагает не достаточным количеством средств для их разрешения, особенно в стадии возбуждения уголовного дела.

Поэтому мы предложили бы наделить прокурора следующими полномочиями:

— возбуждать уголовное дело, поскольку именно прокурор проводит проверку, выявляет нарушение законности, и как заявил Чайка Ю.Я.: «пока следователь рассмотрит материалы прокуратуры, проходит время, утрачиваются доказательства, теряется актуальность, и часто бывают отказы в возбуждении уголовного дела, а преступник уходит от ответственности. 34 Чайка Ю.Я. У нас защищают всех. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ: http://genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-76585/ (18.03.2016 г.)

— давать согласие следователю на обращение в суд с ходатайством об избрании и применении мер процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права подозреваемого, обвиняемого (в первую очередь меры пресечения в виде заключения под стражу);

— предоставить право прекращения уголовного дела при принятии решения по оконченному расследованием уголовному делу и право своим постановлением исключить из обвинительного заключения при его утверждении отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Все эти нововведения, как нам кажется, будут способствовать оптимизации правового статуса прокурора в досудебном производстве, большей эффективности прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, а самое главное укреплению законности и правопорядка в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/protsessualnyiy-status-prokurora/

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ.2014. N 31. Ст. 4398.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52. Ст. 4921.

3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. От 28.11.2015) // Российская газета.1992. N 39.

4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. От 29.06.2015) // Российская газета.1995. N 160.

5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 // Законность. 2011.N 9.

6. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствии: Приказ Генпрокуратуры России (в ред. от 08.06.2015) // Законность. 2011. N 12.

7. Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2011 N 162 // Законность. 2011. N 11.

8. О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора: Приказ Генпрокуратуры РФ от 01.11.2011 N 373 // Законность. 2012. N 1.

9. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45(ред. От 09.12.2015) // Законность. 2013. N 4.

Официальные материалы

10. Публикация: « КПРФ внесла в ГД проект о возврате следственных полномочий прокурорам » // Официальный сайт агентства «РИА Новости»: http://ria.ru/politics/20150831/1219955755.html (18.03.2016 г.)

11. Чайка Ю.Я. У нас защищают всех. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ: http://genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-76585/ (18.03.2016 г.)

12. Чепурная И.В. Соотношение судебного контроля, прокурорского надзора и ведомственного контроля на досудебных стадиях уголовного судопроизводства // http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=671 (18.03.2016 г.)

Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии

13. Крюков В.Ф. Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность).

Курск., 2013.

14. Печников Н.П. Участие прокурора в уголовном процессе: современность и перспективы / курс лекций // Тамбов, 2009.

15. С оловьева Н. А., Соловьев В. К.. Современное законодательство о судебном контроле и прокурорском надзоре в досудебном производстве. Волгоград., 2012.

16. Крюков В.Ф. Правовой статус прокурора в уголовном преследовании (досудебное и судебное производство): автореф. дис. канд.юрид.наук. М. 2012.

Научные статьи

17. Абдул-Кадыров Ш. М. Функции и полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2012. N 9.

18. Капинус О. С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве // Прокурор. 2013. N 2.

19. Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. 2008. N 10.

20. Парфенова М.Ф. Обеспечение права подозреваемого (обвиняемого) на защиту на досудебных стадиях уголовного процесса // Уголовное судопроизводство. 2008. N 3.

  1. Крюков В.Ф. Правовой статус прокурора в уголовном преследовании (досудебное и судебное производство): автореф. дис. канд.юрид.наук. М. 2012.
  2. Капинус О. С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве // Прокурор. 2013.
  3. Крюков В.Ф. Правовой статус прокурора в уголовном преследовании (досудебное и судебное производство): автореф. дис. канд.юрид.наук. М. 2012.
  4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1
  5. Крюков В.Ф. Правовой статус прокурора в уголовном преследовании (досудебное и судебное производство): автореф. дис. канд.юрид.наук. М. 2012.
  6. 3Крюков В.Ф. Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность).Курск., 2013. С. 76.
  7. Абдул-Кадыров Ш. М.
  8. Абдул-Кадыров Ш. М.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
  10. Печников, Н.П. Участие прокурора в уголовном процессе: современность и перспективы / курс лекций // Тамбов, 2009. С.47.
  11. Крюков В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы // Журнал российского права. 2008.
  12. Печников Н.П. Участие прокурора в уголовном процессе: современность и перспективы / курс лекций // Тамбов, 2009. С.47.
  13. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. От 29.06.2015) // Российская газета.1995.
  14. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 //