Современные условия хозяйствования характеризуются как постоянным ростом числа разнообразных сделок, так и многообразием их участников, в том числе иностранных юридических лиц, расширяющих свою деятельность в других государствах.
Проблемы правового положения иностранных юридических лиц возникают во всех странах, которые направляют свою политику на привлечение иностранных инвестиций и разрешающих доступ иностранцев на свои рынки. Чаше всего возникают проблемы, связанные с регулированием иностранных инвестиций как наиболее массовой сферы деятельности иностранных лиц в экономической жизни государств.
Реформирование отечественной системы экономики привело к существенной активизации перемещений капиталов, товаров, услуг через государственные границы Российской Федерации. Это повлекло за собой переход от простой структуры субъектов хозяйственных отношений, включающих в себя главным образом государственные предприятия, к сложной, состоящей из хозяйственных обществ и товариществ, в том числе иностранных, что требует их тщательного изучения.
Актуальность исследуемой в курсовой работе проблемы обусловлена:
Во-первых, наличием широкого диапазона организационно-правовых форм иностранных юридических лиц и личным законом каждого из них, признающим соответствующую организационно-правовую форму в качестве субъекта права»
Во-вторых, существованием различных оснований признания в качестве личного закона иностранного юридического лица законодательства того или иного государства в зависимости от признаваемой Российской Федерацией доктрины (инкорпорация, место ведения основной деятельности, место нахождения органа управления).
В-третьих, расхождением между единственной законодательно закрепленной в Российской Федерации доктрины инкорпорации, с другой стороны, допускаемым на практике при рассмотрении судебных споров и заключении международных соглашений доктринами места нахождения и места деятельности иностранного лица для определения личного закона юридического лица.
В-четвертых, отсутствием законодательного регулирования иммунитета государства и ответственности его представительств перед третьими лицами.
Административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
... пребывания и лиц без гражданства на территории РФ. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации, а ...
В-пятых, отсутствием четкой правовой регламентации положения иностранных лиц, охватывающей все известные случаи применения коллизионных норм к правоотношениям с иностранными юридическими лицами и государствами, ведущими коммерческую деятельность.
Исследуемая в работе проблема приобретает еще большую актуальность при принятии во внимание отсутствие каких-либо исследований в этой области, в частности, из поля зрения исследований выпали вопросы, связанные не только с правовой регламентацией деятельности зарубежных юридических лиц, но и их ответственностью, включая проблему удовлетворения требований российских партнеров, что напрямую связано с защитой государственных интересов Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является анализ российского действующего законодательства, регулирующего правовое положение иностранных юридических лиц на территории России.
Глава 1. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
.1 Общие положения о юридических лицах
Юридические лица — один из основных субъектов международного частного права. Их правовое положение определяется как внутренним правом отдельных государств и создаваемыми на его основе учредительными документами юридического лица, так и, в отдельных случаях, международными нормативными соглашениями.
Под юридическими лицами понимаются такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников).
В современных условиях хозяйственная деятельность юридических лиц не ограничена пределами одного государства, причем число таких юридических лиц все время возрастает. Экспорт капитала приводит к тому, что предприятия, созданные в одном государстве, принадлежат полностью или частично компаниям другого государства. Основная деятельность крупных монополий осуществляется вообще в нескольких странах.
В современной литературе международные монополии, деятельность которых охватывает многие важные сферы мирового хозяйства, делятся обычно на несколько групп.
В первую из них входят национальные общества, тресты, компании, имеющие за рубежом многочисленные филиалы, а также дочерние общества. Такие монополии национальны по своему капиталу, но международные по сфере деятельности. К числу таких транснациональных корпораций в США принадлежат «Дженерал моторз», «Интернэшнл бизнес мэшинз» и другие. В странах Западной Европы крупнейшими международными монополистическими корпорациями являются «Фольксваген», «Сименс» «Филипс», «Бритиш Петролеум», «Нестле».
Ко второй группе транснациональных корпораций относятся тресты и концерны, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. В отличие от монополий первой группы они принадлежат капиталу нескольких государств. Таковы, например, англо-голландские концерны — нефтяной «Ройял датч-Шелл» и химико-пищевой «Юнилевер», англо-американо-канадский никелевый трест «Интернэшнл никл компани оф Кэнада» и другие.
Общим для этих двух групп является то, что и те и другие монополии созданы как юридические лица одного государства. В других странах и те и другие монополии имеют многочисленные филиалы, отделения, а также дочерние общества.
Юридическое сопровождение деятельности организации
... интересов администрации в судах. 1.3 Нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность организации Можно выделить три основных нормативно-правовых акта регламентирующих деятельность администрации: 1. Конституция РФ. 2. ... и сборов. Глава 7 регламентирует ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц, гарантии прав граждан на местное самоуправление. В главе 8 приведены ...
Наконец, к третьей группе международных монополий относятся многочисленные картели и синдикаты, объединения производственного и научно-технического характера, юридическими лицами не являющиеся.
Международными юридическими лицами современная западная доктрина признает те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу международного договора (например, Международный банк реконструкции и развития — МБРР), либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (Банк международных расчетов — БМР).
Юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может распространяться на территорию других стран. При осуществлении такой деятельности возникают два вопроса: во-первых, о признании правосубъектности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности. Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних договоров.
Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства. В большинстве стран такая деятельность иностранного юридического лица возможна, но при выполнении определенных правил, условий, установленных национальным законодательством.
Правовое положение иностранных юридических лиц определяется и торговыми договорами, в которых устанавливается общий режим для юридических лиц. Этот режим может быть основан либо на принципе наибольшего благоприятствования, либо на принципе национального режима.
.2 Государственная принадлежность юридических лиц
В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона или личного статута юридического лица (lex societatis).
На основе этого закона можно установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, какова его правоспособность и дееспособность, как определяется ответственность по обязательствам юридического лица.
Кроме того, без определения национальности юридического лица нельзя будет установить, на какие юридические лица распространяется национальный режим, предусмотренный двусторонними договорами о правовой помощи, соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, действующими для России в отношении большого числа государств.
. Личным статутом (законом) определяется внутренняя организация юридического лица, формы, сферы его деятельности и правоспособность, обязательный вклад учредителей и других участников, начальный капитал и его форма, права и обязанности учредителей и членов, состав и компетенция руководящих органов юридического лица и т.д.;
Организация проведения процедуры медиации виды процессуальных ...
... форм медиативной юридической деятельности; 4. Рассмотреть порядок, условия проведения процедуры медиации и выбор медиатора; 6. Изучить вопросы применение норм о медиации в гражданском судопроизводстве; 7. Рассмотреть перспективы использования медиации в исполнительном производстве ...
. Под национальностью юридического лица следует понимать его принадлежность к определенному государству.
Национальность юридического лица определяет его личный статут. Вопрос о том, является ли вообще данное объединение лиц юридическим лицом или нет, решается прежде всего исходя из его национальности. Например, по праву Великобритании и США полное товарищество (partnership) не является юридическим лицом, а по законодательству Франции, Японии, России оно обладает таким статусом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Национальность юридического лица дает представление об объеме прав, которое оно может иметь.
Доктриной международного частного права подавляющего большинства стран признано, что юридические лица подчиняются национальным законам, то есть законам государств, к которым они принадлежат. Основное содержание дискуссии здесь сводится к установлению критерия, который бы позволил определить национальность. Различные государства решают этот вопрос по-разному, опираясь на следующие основные критерии определения национальности юридического лица:
. Критерий инкорпорации. Используется в странах англосаксонской системы права, России, странах восточной Европы и других. В данном случае личный статут определяется правом того государства, где создано юридическое лицо и зарегистрированы (инкорпорированы) его учредительные документы. При этом факторы, имеющие отношение к месту осуществления хозяйственной деятельности и управлению юридическим лицом, во внимание не принимаются.
. Критерий местонахождения юридических лиц. Его в основном придерживаются страны континентальной системы права (Германия, Франция, Австрия, Швейцария, Польша), Данный критерий в большинстве своем означает, что определение национальности юридического лица ставится в прямую зависимость от его местонахождения, указанного в уставе и свободно определяемого учредителями.
. Критерий основного места деятельности юридического лица. В данном случае определяющим для установления национальности является место осуществления юридическим лицом своей основной деятельности. В международном частном праве под местом основной деятельности понимается страна, где постоянно находится администрация, официально ведутся дела предприятия, административные документы, бухгалтерские книги, постоянно проводятся переговоры с партнерами и т.д.
. Критерий контроля. Применяется когда нужно установить, кому в действительности принадлежит юридическое лицо, кто его контролирует. Данный критерий отличает попытка более широкого, неформального подхода к определению личного закона юридического лица, с учетом всех многочисленных аспектов, его характеризующих: места регистрации, и осуществления основной деятельности; национальности акционеров и служащих; государственного происхождения патентов и товарных знаков, используемых компанией.
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки сделать определение национальности юридических лиц единообразным. Так, в частности, в статье 1 Гаагской конвенции о признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями и учреждениями 1956 года был использован комбинированный критерий инкорпорации и места уставного расположения правления. Однако эта конвенция в силу не вступила.
Реорганизация юридических лиц в законодательстве Российской Федерации. Часть
... и принудительная, проводимая на основании решения суда или компетентного органа. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. ... настоящее время используют термины «принудительная реорганизация» и «принудительная ликвидация» и им подобные, да и в специальной литературе подобное можно ...
В настоящее время все большую роль в определении национальности юридических лиц играют судебные органы. Причем судебная практика нередко прибегает к использованию нескольких критериев. Это означает, что в одном и том же государстве в зависимости от обстоятельств может применяться то один, то другой принцип.
Отсутствие единых четких критериев определения национальности юридического лица, а также наличие несовпадающих коллизионных привязок в законодательстве различных стран, обусловливает необходимость установления согласованных принципов определения национальности юридических лиц на межгосударственном уровне. Как правило, это происходит в рамках двусторонних договоров о защите иностранных инвестиций и торговых договорах.
иностранный юридический инвестор
Глава 2. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации
.1 Особенности правового положения иностранных инвесторов в России
Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как правилами отечественного законодательства, так и положениями международных договоров Российской Федерации с другими государствами. В них могут регламентироваться вопросы взаимного признания правосубъектности юридических лиц, определяться правовые режимы их функционирования, реже устанавливаются критерии определения национальности юридических лиц.
Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в пункте 1 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации — личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении национальности юридического лица из критерия инкорпорации. Для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, какую государственную принадлежность оно имеет.
Согласно статье 1203 Гражданского кодекса Российской Федерации личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое лицо.
На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:
Компетенция Президента Российской Федерации
... полномочий главе правительства. Цель работы - изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти. Задача работы - описать виды полномочий Президента. Объект исследования - Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента. Предмет исследования - компетенция Президента РФ. В ...
. статус организации в качестве юридического лица;
. организационно-правовая форма юридического лица;
. требования к наименованию юридического лица;
. содержание правоспособности юридического лица;
. порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
. внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
. способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.
Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.
Федеральный закон об иностранных инвестициях 1999 года относит к иностранным инвесторам также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определена в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ // Российская газета. — 1999. — № 134. Однако данный Закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.
Во многих двусторонних международных соглашениях, заключенных СССР, а затем Россией с иностранными государствами о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, применяется тот же критерий инкорпорации, в некоторых соглашениях (например, с Грецией, Аргентиной и Японией) действуют одновременно два критерия — инкорпорации и местонахождения, в соглашении с Германией и Италией использован только критерий местонахождения. Принцип контроля применен в некоторых соглашениях Российской Федерации с Филиппинами, Кувейтом, Швейцарией, Бельгией и Люксембургом. Так, по договору с Филиппинами он установлен применительно к компаниям, созданным не в рамках законов Филиппин, но реально контролируемых гражданами или компаниями, созданными в соответствии с законами Филиппин, однако в отношении Российской Федерации этот принцип в договоре не применен.
Статья 2 Федерального закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2003 года относит к иностранным лицам, в частности, юридическое лицо или не являющуюся юридическим лицом по праву иностранного государства организацию, которые не являются российскими лицами, а под российским лицом понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Российская газета. — 2003. — № 254. Однако в некоторых специальных областях (в налоговом, валютном, банковском законодательстве), а также в соответствующих международных соглашениях в качестве основного критерия применяется критерий местонахождения юридического лица, в соответствии с которым определяются «резиденты» и «нерезиденты».
Международные договоры Российской Федерации
... Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, иными актами законодательства Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации международных договорах Российской Федерации, а ...
Таким образом, личным законом созданных в России юридических лиц с иностранным участием является российский закон независимо от размера доли участия в них иностранного капитала. Однако в тех случаях, когда необходимо защитить прежде всего интересы отечественной экономики, отечественного производителя и ввести определенные ограничения в отношении иностранных юридических лиц, к ним приравниваются российские юридические лица, доля иностранного капитала в которых превышает 50%. Такой подход определения действительной экономической принадлежности того или иного юридического лица был проявлен прежде всего в земельном законодательстве, в законодательстве о банках, страховой деятельности, а также в некоторых других областях.
.2 Деятельность иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации
Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.
В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами России (совместные предприятия) Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет создано предприятие. Перечень таких форм (полное товарищество, товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью), особенности их правового статуса, а также основные требования к учредительным документам соответствующего предприятия определяются частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями ряда специальных законов.
Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона об иностранных инвестициях 1999 года юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления в соответствующий орган следующих документов: Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ // Российская газета. — 1999. — № 134.
устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации);
Реорганизация юридических лиц в законодательстве Российской Федерации
... направлены на совершенствование российского гражданского законодательства в вопросах реорганизации юридических лиц. Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы при подготовке соответствующих нормативных актов. Структура дипломной работы, Введение:, Первая ...
выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;
квитанции об уплате регистрационного сбора.
Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным, инвестором в судебном порядке.
В соответствии со статьями 21 и 22 Закона об иностранных инвестициях 1999 года иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Пункт 3 статьи 4 этого нормативно-правового документа устанавливает, что «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам». Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ // Российская газета. — 1999. — № 134.
Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица.
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Этот орган также определяется Правительством России. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Как и предприятию с иностранными инвестициями, филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для аккредитации филиала или представительства головная организация представляет в регистрирующий орган положение о филиале иностранного юридического лица и другие необходимые документы. В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны:
наименования филиала и его головной организации;
организационно-правовая форма головной организации;
Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
... данного реферата является анализ конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации. Задачи: 1. изучить исторические и юридические литературные 2. рассмотреть наиболее значимые исторические события являющие предпосылками формирование Конституционных основ федеративных устройств Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации Государственное устройство - это ...
местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации;
цели создания и виды деятельности филиала;
состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала;
порядок управления филиалом.
В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации. Величина стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица.
Помимо создания коммерческих и некоммерческие предприятий, а также открытия своих филиалов, иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации деятельность, не связанную с образованием предпринимательских структур, в том числе свои представительства. Под ними в соответствии с пунктом 1 статьи 55 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются «обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которое представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту». Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства только с разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитирующим органом.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:
заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специальных разрешений (сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, лизинговые операции, строительный подряд и другие).
При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в налоговых органах, если оно не осуществляет свою деятельность в России через постоянное представительство;
арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, а также приобретать право собственности на недвижимое имущество (с учетом установленных ограничений);
совершать связанные со сделками расчеты, кредитно-финансовые, транспортные и иные операции;
быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ;
создавать полностью принадлежащие им предприятия, хозяйственные общества и товарищества или же совместно с российскими лицами в организационно-правовых формах, предусмотренных российским законодательством (в частности, в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);
заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов;
учреждать на территории России свои представительства, филиалы;
принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий;
регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения (на началах взаимности);
быть учредителями и участниками некоммерческих и благотворительных организаций.
Основные ограничения прав иностранных юридических лиц, установленные федеральным законодательством, касаются возможности ограничения права собственности на землю и невозможности иметь такое право на сельскохозяйственные земельные участки, а также ограничения в сфере страхования и банковской деятельности, телевидения.
Глава 3. Судебная практика
Практически юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или другим эквивалентным доказательством юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства. Приведем для лучшего понимания примеры из судебной практики.
Здесь можно привести пример из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1996 г. N 10 «Обзор практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 года».
Австрийская фирма обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с акционерного общества открытого типа (г. Москва) процентов за пользование и штрафа за невозврат краткосрочного кредита. Применив российское законодательство, арбитражный суд иск удовлетворил. Кассационная инстанция решение изменила, снизив сумму взыскиваемых процентов и штрафа по кредитному договору, также ссылаясь на законодательство РФ. Истец обжаловал данное решение, сославшись на то обстоятельство, что арбитражный суд, руководствуясь при вынесении решения российским законодательством, неверно решил вопрос о применимом праве и неверно рассчитал сумму задолженности российского ответчика. По мнению австрийской фирмы, кредитные средства являлись австрийскими капиталовложениями, австрийская фирма кредитовала российское предприятие, и в силу этого суду следовало применять австрийское право, так как, согласно п. 1 ст. 166 Основ гражданского законодательства СССР, права и обязанности сторон по внешнеэкономической сделке, квалифицируемой как кредитный договор, определяются, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве, по праву страны кредитора.
В то же время истец не представил свидетельств о своем правовом статусе по праву Австрии. Ответчик представил в суд заявление российской организации о том, что истец не зарегистрирован в Австрии в качестве коммерческого предприятия и в силу последнего обстоятельства его ссылка на австрийское право несостоятельна. В такой ситуации арбитражный суд вправе исследовать вопрос о правовом статусе иностранной фирмы.
Российский Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. (в настоящее время не действует) в п. «е» ст. 16 определяет, что документом, подтверждающим личность иностранного лица, является «выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (с заверенным переводом на русский язык)». Международные договоры РФ также могут предусматривать норму о порядке определения правового статуса иностранного лица.
Так, Соглашение 1990 г. между СССР и Австрийской Республикой о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений в ст. 1 определяет как австрийское «любое физическое лицо, имеющее гражданство Австрийской Республики, и любое юридическое лицо или товарищество торгового права, основанное на объединении лиц, созданное в соответствии с законодательством Австрийской Республики и имеющее свое местонахождение на территории Австрийской Республики…». Таким образом, правовой статус иностранного лица устанавливается на основе законодательства государства, его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства и подтверждается документами, выданными компетентными органами этого государства.
Рассмотрим еще несколько примеров из арбитражной практики.
Так, арбитражный суд должен рассматривать спор по существу только после установления правового статуса иностранного юридического лица. Суд первой инстанции удовлетворил иск кипрской фирмы, не проверив правовой статус иностранного юридического лица. Кассационная инстанция указала, что правовой статус иностранного лица подтверждается уставными документами и выпиской из торгового реестра страны происхождения данного лица. Поскольку кипрская фирма не предоставила доказательств, на основании которых может быть установлен ее правовой статус, суд должен был прекратить производство по делу, а не рассматривать спор по существу.
Арбитражный суд определяет правовой статус иностранного юридического лица и извещает непосредственно его о времени и месте судебного разбирательства и в тех случаях, когда оно действует через представительство.
Суд первой инстанции удовлетворил иск о взыскании задолженности за неисполнение договора аренды, предъявленный от имени сингапурской фирмы представительством, находящимся на территории РФ. Все процессуальные документы направлялись судом первой и апелляционной инстанций в адрес представительства без уведомления головного предприятия — сингапурской фирмы. Суд кассационной инстанции отменил указанные акты и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, поскольку не был определен правовой статус иностранного лица, не была извещена фирма, находящаяся в Республике Сингапур, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Поскольку представительство согласно ст. 55 ГК юридическим лицом не является, направление в его адрес документов не означает извещение непосредственно самого юридического лица.
Вопросы извещения юридического лица при наличии у него представительств и возможность самостоятельного участия представительства в судебном разбирательстве разрешаются судом в соответствии с информационным письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 1998 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц».
Полномочия представительства иностранного юридического лица на ведение хозяйственной деятельности, предъявление исков от его имени и представление интересов в арбитражном суде подтверждаются доверенностью и регистрационным свидетельством представительства. При представлении интересов иностранного юридического лица в арбитражном суде представительство подтверждает свои полномочия доверенностью и регистрационным свидетельством, выданным Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции России.
При оценке содержания доверенности следует учитывать истинное волеизъявление иностранного юридического лица, выдавшего доверенность.
Иностранное лицо предъявило иск о взыскании долга и процентов по генеральному соглашению о кредитной линии и его расторжении. Суд первой инстанции оставил иск без рассмотрения по п. 3 ст. 87 АПК, поскольку доверенность представителя кипрской компании не содержала полномочий представителя на подписание искового заявления. Определением апелляционной инстанции кассационная жалоба истца возвращена по п. 1 ст. 168 АПК как подписанная лицом, не имеющим право ее подписывать. Суд счел, что право на апелляцию, указанное в доверенности, не означает права на кассационное обжалование.
Кассационная инстанция отменила определение апелляционной инстанции. Как указал кассационный суд, суды первой и апелляционной инстанций оценили доверенность с нарушением требований ст. 50 АПК и ст. 185 ГК. Доверенность лица, подписавшего исковое заявление, предусматривает право поверенного на подачу апелляции во все обыкновенные и арбитражные суды. Употребленный в доверенности термин «апелляция» означает право на обжалование. Указание же на то, что поверенный может обращаться во все обыкновенные и арбитражные суды, означает, что он может обращаться во все судебные инстанции. Предоставляя поверенному право на апелляцию «во все арбитражные суды» на основании выданного письменного уполномочия, а именно так определена доверенность в ст. 185 ГК, истец уполномочил поверенного на обжалование всех судебных актов, как это и требуется по ст. 50 АПК.
Заключение
Таким образом, исходя из изложенного материала, можно сделать ряд выводов.
Развитие законодательства Российской Федерации в области правового положения иностранных лиц направлено на максимальное устранение препятствий для деятельности иностранных лиц с одновременным оставлением за государством контрольных функций в виде выдачи разрешений на право ведения предпринимательской деятельности на территории России. Получило закрепление в Арбитражно-процессуальном Кодексе Российской Федерации 1995 года возможность защиты иностранным юридическим лицом своих прав в арбитражном суде Российской Федерации.
Юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается этой территорией и может осуществляться на территории других стран. Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства. Правовое положение иностранных юридических лиц определяется и торговыми договорами, в которых устанавливается общий режим для юридических лиц. Этот режим может быть основан либо на принципе наибольшего благоприятствования, либо на принципе национального режима.
Иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность лишь путем создания каких либо организационно — правовых структур.
Существуют различных оснований признания в качестве личного закона иностранного юридического лица законодательства того или иного государства в зависимости от признаваемой Российской Федерацией доктрины (инкорпорация, место ведения основной деятельности, место нахождения органа управления).
Однако возможно расхождение между единственной законодательно закрепленной в Российской Федерации доктрины инкорпорации, с другой стороны, допускаемым на практике при рассмотрении судебных споров и заключении международных соглашений доктринами места нахождения и места деятельности иностранного лица для определения личного закона юридического лица.
Личный статус российских юридических лиц определяется законодательством Российской Федерации. Личным законом будут определяться правоспособность юридического лица, внутренняя структура, внутренняя организация, решение об его ликвидации. Другие вопросы, касающиеся порядка осуществления деятельности на территории иностранного государства, допуска юридического лица к соответствующей деятельности, условий такой деятельности, решаются во внутреннем законодательстве той страны, где действует российское юридическое лицо, и в соответствии с положениями торгового договора, заключённого Россией с данным государством.
Анализ правового положения иностранных юридических лиц в Российской Федерации, учет мирового опыта и судебной практики позволяют определить развитие отечественного национального законодательства, которое может осуществляться по двум направлениям: во-первых, путем предоставления свободного доступа иностранного капитала и, во вторых, путем введения протекционистской политики в целях защиты национальной экономики.
Государство осуществляет контрольные функции посредством аккредитации и регистрации через уполномоченные органы без вмешательства в производственную деятельность юридических лиц. Однако недостатком системы контроля можно считать существование множество организаций, осуществляющих аккредитацию и, по меньшей мере, незначительного количества регистрирующих органов.
Общее для всех субъектов международного частного права в области внешнеэкономической деятельности то, что они являются юридическими лицами, несущими самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Государство не отвечает по обязательствам юридических лиц, а юридические лица не отвечают по обязательствам государства.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/yuridicheskie-litsa-v-mejdunarodnom-chastnom-prave/
1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы
.1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — № 237.
.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
.4. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ // Российская газета. — 1999. — № 134.
.5. Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Российская газета. — 2003. — № 254.
. Специальная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/yuridicheskie-litsa-v-mejdunarodnom-chastnom-prave/
.1. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. — М.: Юристъ. — 2005. — 478 с.
.2. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. — М.: Эксмо. — 2005. — 752 с.
.3. Дмитреева Г.К. Международное частное право: Учебник. — М.: Проспект. — 2004. — 688 с.
.4. Иншакова А.О. Международное частное право: Учебное пособие. — Волгоград: Волгоградский государственный университет. — 2002. — 244 с.
.5. Шевчук Д.А. Международное частное право. — М.: Эксмо. — 2009. — 272 с.
.6. Попова А.В. — Международное частное право. Краткий курс Издательство: Питер 2007г
2.7. Дмитриева Г.К., Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А. Международное частное право: Учебник /Отв. ред. Дмитриева Г.К. — 2-е изд., перераб. и доп. Издательство: Проспект (ТК Велби) <http://www.chtivo.ru/chtivo=8&cmpid=72474.htm>, 2010 г
2.8. Федосеева Г.Ю. Международное частное право Учебник 4-е издание, перераб.и доп. Издательство ЭКСМО <http://www.qpig.ru/index.asp?GrID=bp52837> Год издания2007 Страниц432
.9. Попова А.В. — Международное частное право Издательство: Питер <http://read.ru/pubhouse/1001/>, Питер Пресс <http://read.ru/pubhouse/3670/> Серия: Краткий курс (Питер) <http://read.ru/series/20123/> 2010г
.10. Алешина А.В., Косовская В.А. <http://www.setbook.net/books/authors/author31593.html ?PHPSESSID=hp0tpgdqido1ehmdrmqaigpl21>, Международное частное право: учебно-методический комплекс. 2007г
. Судебная практика
3.1. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1996 г. N 10 «Обзор практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 года».
.2. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 1998 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц».