Органы государственной власти и их взаимодействие

В последнее десятилетие в Российской Федерации исследование и развитие данного института особенно актуально, так как с исчезновением СССР встал вопрос о коренном реформировании старой советской системы органов государственной власти, обнаружившей свою неспособность эффективно управлять государством. Органами государственной власти в СССР признавались только Советы народных депутатов, а другие государственные органы – органы государственного управления, правосудия, прокуратуры исключались из категории органов государственной власти и были полностью подконтрольны и подотчетны Советам. Данная концепция всевластия Советов обусловила необходимость реформирования системы государственной власти.

Конституция РФ 1993 года ознаменовала принципиально новый подход и трактовку характера государственной власти, ее главное теоретико–правовое основание: принцип разделения властей и создания в связи с этим самостоятельных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

С 1992 года, после заключения Федеративного договора, Российская Федерация развивается как по-настоящему федеративное государство. В связи с этим Конституция РФ 1993 года четко разграничивает федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, формируемые ими самостоятельно на принципах, закрепленных в федеральном законодательстве.

В данной работе исследуются основные принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ: порядок их формирования и прекращения полномочий, компетенция, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти (а именно, федеральная интервенция).

Глава 1. Система органов государственной власти в субъектах РФ.

1. Общие положения.

Система органов государственной власти – необходимый атрибут любого государственного образования. Конституция РФ четко разграничивает органы государственной власти Российской Федерации, т.е. федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Федерации – система государственных органов, действующих в субъектах Российской Федерации.

Прежде чем приступить к рассмотрению системы органов государственной власти субъектов РФ, необходимо уяснить основное понятие данного института. Государственный орган – составная и в то же время относительно обособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно-правовое формы деятельности.

4 стр., 1514 слов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИК

... групп субъектов языкового права, обладающие правом установления и назначения государственного языка. К ним относятся: 1. Российская Федерация. Именно она устанавливает государственный язык и регулирует языковую политику; 2. республики в составе Российской Федерации. Они также устанавливают государственный язык и регулируют ...

Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Следует отметить необходимость основных начал организации органов государственной власти на всех ее уровнях и инвариантности, свойственной конкретным субъектам.

Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъекта РФ устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

Часть 2 ст. 77 РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и в пределах ее ведения и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

6 октября 1999 г. принят Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Федеральный Закон РФ устанавливает общие положения, которые определяют принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ, систему органов государственной власти субъекта РФ, осуществление федеральными судами и федеральными органами исполнительной власти своих полномочий на территории субъекта Российской Федерации.

2. Законодательная власть в субъектах РФ.

Законодательную власть в субъекте РФ осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти, наименование которого, число его депутатов, срок полномочий депутатов устанавливается конституций (уставом) субъекта РФ самостоятельно. При этом срок полномочий депутатов не может превышать пяти лет.

Порядок деятельности. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности данного органа власти утверждаются самим законодательным органов государственной власти и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ.

Законодательный орган правомочен при избрании в его состав не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность его заседания определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленным федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ, а также регламентами или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

18 стр., 8576 слов

Система органов власти субъектов Российской Федерации

... отстраняет конституции республик и уставы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа от образования, формирования и деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, он лишь становится нормативно ...

Полномочия законодательного органа власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом такое решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;

2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, нормативного правового акта, противоречащих федеральной Конституции и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, если такие противоречия установлены судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

3) вступления в силу решения соответственного верховного суда республики, суда, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе со сложением депутатами своих полномочий.

4) роспуска указанного органа на основании федерального закона, принятого Государственной Думой по представлению президента.

В случае досрочного прекращения полномочий депутатов назначаются внеочередные выборы. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти.

Правовой статус депутатов. Депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с Федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией и законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессионально основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливается конституцией или законом субъекта РФ.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьей, занимать иные государственные должности РФ или субъекта РФ, государственные должности федеральной государственной службы или государственной службы субъекта РФ. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий и не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, кроме случаев задержания на месте преступления и действий депутата, связанных с преступлениями против личности, а также иных действий, не связанных с осуществлением им своих полномочий. Неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

12 стр., 5561 слов

Государственные органы КНР

... Постоянного комитета ВСНП, в период исполнения своих полномочий не могут занимать должности в административных государственных органах, органах суда и прокуратуры. Заседания Постоянного комитета ... собрание народных представителей является единственным органом, осуществляющим законодательную власть в государстве». ВСНП правомочно вносить изменения в Конституцию и вырабатывать законы, а Постоянный ...

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается законодательным органом власти субъекта РФ по представлению прокурора субъекта Российской Федерации в четырнадцатидневный срок.

В отношении депутата следственные действия и порядок производства по административным правонарушениям осуществляются также под непосредственным надзором прокурора субъекта РФ.

Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Депутат освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий.

Полномочия. Федеральным законом установлены основные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, соответствии с которыми он принимает региональные законы и постановления. В частности, он правомочен принимать конституцию (или устав) субъекта РФ и поправки к ней; осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах своих полномочий; а также осуществлять иные полномочия, установленные Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 1999 года, другими федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ.

Законом субъекта РФ:

  • а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • б) устанавливаются в соответствии с конституцией субъекта РФ основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ;
  • в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
  • г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
  • е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании их средств;
  • ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
  • з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ4;
  • и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;
  • к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ;
  • л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;
  • м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти;
  • Постановлением же законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, а также оформляется согласие на их назначение на должность;
  • назначается дата выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также дата выборов его высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти);
  • назначается референдум субъекта РФ;
  • оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу или руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие;
  • утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ;
  • назначаются на должность судьи конституционного суда субъекта РФ;
  • определяется порядок деятельности указанного органа.

Согласно ст. 6 закона право законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта.

3 стр., 1251 слов

Акты управления органов исполнительной власти: понятие, виды, значение

... обжалование. Правовые акты управления - акты исполнительных органов и должностных лиц, являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации исполнительной власти. Раскроем их понятие и юридическую природу. Акт управления По своему содержанию акт управления есть юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти. ...

3. Исполнительная власть в субъектах РФ.

Согласно ст. 17 Федерального закона 1996 г. устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым его руководителем.

Конституцией (уставом) может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Данное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высшее должностное лицо избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

В случае признания выборов высшего должностного лица несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение его обязанностей осуществляется в соответствии с конституцией субъекта РФ. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов.

7 стр., 3224 слов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ИХ ФУНКЦИИ

... соответствие качества окружающей среды и воздействий на неё соответствующим природоохранным нормативам. Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и ...

Наименование должности высшего должностного лица устанавливается конституцией субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти данного субъекта, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством.

Полномочия высшего должностного лица прекращаются досрочно в случае:

  • его смерти;
  • отрешения его ни должности президентом;
  • отставки по собственному желанию;
  • признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • утраты гражданства РФ;
  • отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта в случае:

  • издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
  • иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение законодательного органа государственной власти о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов.

В двухпалатном законодательном органе подобное решение принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ.

В случае немедленной отставки высшего должностного лица по причине выражения ему недоверия законодательным органом власти, в отставку немедленно уходит возглавляемый должностным лицом высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. После отставки он продолжает действовать до сформирования нового. Внеочередные выборы высшего должностного лица проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий.

Во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией или законом субъекта. Для такого лица могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Полномочия высшего должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта РФ:

  • а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта;
  • б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;
  • в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта;
  • г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный орган государственной власти на первое заседание ранее срока, установленного законодательством субъекта РФ;
  • д) вправе участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;
  • По вопросам своей компетенции высшее должностное лицо субъекта РФ в рамках действующего законодательства и подзаконных актов издает указы (постановления) и распоряжения.

Высшее должностное лицо при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента и постановления Правительства РФ.

2 стр., 816 слов

Преступления против государственной власти, интересов государственной ...

... преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включена в разд. X "Преступления против государственной власти" ... субъектом - должностным лицом (большинство преступлений) или государственным ...

Высшее должностное лицо формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти.

Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура, порядок формирования устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта. Финансирование высшего исполнительного органа власти и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за свет средств бюджета субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

б) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

  • в) разрабатывает для представления высшим должностным лицом в законодательный орган государственной власти проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития;
  • г) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития для представления их высшим должностным лицом в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;
  • д) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;
  • е) управляет и распоряжается собственностью в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • ж) вправе предложить органу местного самоуправления, его выборному или иному должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральному законодательству или конституции, законодательству субъекта РФ, а также вправе обратиться по этим вопросам в суд;
  • з) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

— и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

10 стр., 4881 слов

Законодательная власть субъектов РФ

... Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. по алтайскому делу". Организация государственной власти составляет обязательный предмет регулирования конституций и уставов субъектов РФ. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится ...

4. Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ.

В целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения, в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта осуществляют свои полномочия самостоятельно, но на условиях взаимодействия.

Правовые акты высшего должностного лица и органов исполнительной власти направляются в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, который вправе обратиться к ним с предложением о внесении изменений и дополнений в данные акты, либо об их отмене. Он также вправе их обжаловать в судебном порядке или обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции данных нормативных правовых актов. Высшее должностное лицо, в свою очередь, обладает аналогичными правами в отношении постановлений законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации планы законопроектной работы и проекты законов субъекта РФ. На его заседаниях вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъекта или лица, ими уполномоченные. На заседаниях же органов исполнительной власти вправе присутствовать депутаты либо по поручению законодательного органа государственной власти или его председателя работники аппарата данного органа. Законодательный орган государственной власти может также принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных его должностных лиц, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.

Законодательный орган государственной власти вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией субъекта РФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией и законом субъекта РФ.

13 стр., 6469 слов

Судебная власть в государстве

... исследования - судебная власть. Предмет исследования - судебная власть в государстве. Цель курсовой работы - мы попытаемся рассмотреть роль судебной реформы в Российском государстве и определим проблемы судебной власти в современной ... совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом статья 14 УПК РФ. 4. Судебная власть едина, ...

При возникновении разногласий споры между законодательным и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, либо в судебном порядке.

5. Институт федерального вмешательства в РФ

В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации. Такими основаниями признаются восстания, массовые беспорядки и.т.п.

В РФ инструментами, способствующими исправлению нарушений конституционных норм субъектами Федерации, являются согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, право президента приостанавливать действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции РФ, его право на введение чрезвычайного или военного положения на всей или части территории РФ, а также его право роспуска законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ в случаях принятия ими правовых актов, не соответствующих Конституции РФ и федеральному законодательству. Последнее право было предоставлено президенту в результате принятия в 2000 году изменений и дополнения в федеральный закон от 6 октября 1999 года.

В случае если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон или иной нормативно-правовой акт, противоречащие Конституции РФ или федеральному законодательству, а он в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ выносит ему предупреждение.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана его рассмотреть. Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу федерального закона.

Президент РФ имеет право выносить предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ в форме указа в двух случаях. Если соответствующий суд устанавливает, что высшее должностное лицо издало нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции РФ и федеральному законодательству, и в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло в пределах своих полномочий мер по его исправлению. Либо если оно в течение двух месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия какого-либо его правового акта уклонялось от его отмены, внесения в акт изменений и дополнений или от обращения в суд для разрешения спора. Если в течение месяца со дня вынесения предупреждения указанное лицо не приняло мер по устранению причин, послуживших основанием его вынесения, Президент в форме указа принимает решение об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности, которое влечет за собой и отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Президент РФ также вправе в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, по представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения его обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Существует возможность обжалования в Верховный Суд указа Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности в десятидневный срок после его официального опубликования. Верховный Суд рассматривает жалобу и принимает решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

Глава 2. Анализ деятельности органов исполнительной власти. (На примере работы правоохранительных органов в период 2005-2006 г.г.)

1) Краткий анализ состояния преступности в январе-декабре 2005 года.

1. В январе – декабре 2005 г. зарегистрировано 3554,7 тыс. преступлений, что на 22,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 84 субъектах Российской Федерации, снижение – в 4 субъектах.

2. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных снизился с 32,4% в январе – декабре 2004 г. до 30,3% в январе — декабре 2005 г.

3. Более половины всех зарегистрированных преступлений (55,7%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи – 1573,0 тыс. (+23,2%), грабежа – 344,4 тыс. (+37,0%), разбоя – 63,7 тыс. (+14,8%).

Каждая вторая кража (43,0%), каждый девятнадцатый грабеж (5,1%) и каждое двенадцатое разбойное нападение (7,8%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Каждое тринадцатое (7,4%) зарегистрированное преступление – квартирная кража. В январе – декабре 2005 г. их число возросло на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

4. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем – декабрем 2004 г. возросло на 5,1% и составило 29,9 тыс. Возросло на 4,6% количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В январе – декабре 2005 г. с использованием оружия совершено 21576 преступления (-4,9%).

Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в г. Санкт-Петербурге (1404), Свердловской (1228), Московской (977), Иркутской (863) областях, г. Москве (835) и Челябинской области (828).

5. По сравнению с январем – декабрем 2004 г. на 8,8% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 437,7 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 12,3%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 1399,6 млрд. руб., что в 5,1 раза (+408,1%) больше аналогичного показателя прошлого года (275,4 млрд. руб.).

Более трети (34,7%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Количество преступлений экономической направленности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел, составило 201,2 тыс., их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 46,0%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 635,8 млрд. руб.

Количество преступлений экономической направленности, выявленных подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел, составило 22,8 тыс., их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 5,2%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 711,5 млрд. руб., а сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам – 515,4 млрд. руб.

6. В январе – декабре 2005 г. выявлено 175,2 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 16,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с январем – декабрем 2004 г. на 38,1% возросло число преступлений, совершенных путем сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков возрос с 53,2% в январе – декабре 2004 г. до 62,9% в январе – декабре 2005 г.

7. В общественных местах зарегистрировано 564,1 тыс. преступлений или на 53,0% больше, чем в январе – декабре 2004 г.

На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 355,3 тыс. преступлений, в том числе: 136,1 тыс. грабежей (+48,3%), 87,4 тыс. краж (+38,8%), 18,7 тыс. разбойных нападений (+31,4%).

На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 590 разбойных нападений (-1,0%), 900 грабежей (+25,7%), выявлено 127 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+17,6%).

8. В январе – декабре 2005 г. раскрыто 1698,7 тыс. преступлений (+8,2%), в том числе 709,8 тыс. – следствие по которым обязательно и 988,9 тыс. – следствие по которым не обязательно.

Не раскрыто 1658,9 тыс. преступлений, что на 31,1% превышает аналогичный показатель в январе – декабре 2004 г. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 31,0% (в январе – декабре 2004 г. – 34,7%).

Остались нераскрытыми 5,0 тыс. убийств и покушений на убийство (-10,5%), 14,2 тыс. умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (+3,3%), 1006,7 тыс. краж (+27,4%), 215,9 тыс. грабежей (+40,9%), 31,3 тыс. разбойных нападений (+21,8%).

Преступлений прошлых лет в январе – декабре 2005 г. раскрыто 55,9 тыс., что на 25,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Наибольшее количество раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (33454) и грабежи (3532).

9. Выявлено 1297,1 тыс. лиц, совершивших преступления (+6,1%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода увеличился с 58,8% в январе – декабре 2004 г. до 60,3% в январе – декабре 2005 г., а удельный вес ранее судимых лиц – 22,6% до 23,8%.

10. Почти каждое третье (30,5%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое пятое (18,4%) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое одиннадцатое (9,1%) – несовершеннолетними или при их соучастии.

2) Краткий анализ состояния преступности в январе-декабре 2006 года.

1. В январе-декабре 2006 г. органами внутренних дел рассмотрено 19,3 млн. заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. Почти по каждому шестому сообщению принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 3262,6 тыс. уголовных дел, что на 11,5% превышает аналогичный период прошлого года.

2. В текущем периоде зарегистрировано — 3855,4 тыс. преступлений, или на 8,5% больше, чем за январь-декабрь 2005 года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 69 субъектах Российской Федерации, снижение — в 20 субъектах.

3. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, в числе зарегистрированных снизился с 30,3% за январь-декабрь 2005 г. до 27,9% за январь-декабрь 2006 г.

4. Более половины всех зарегистрированных преступлений (54,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 1677,0 тыс. (+6,6%), грабежа — 357,3 тыс. (+3,7%),разбоя — 59,8 тыс. (-6,1%).

Почти каждая третья кража (37,3%), каждый двадцать четвертый грабеж (4,2%) и почти каждое пятнадцатое разбойное нападение (6,8%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Каждое шестнадцатое (6,1%) от всех зарегистрированных — квартирная кража. За январь-декабрь 2006 г. их число сократилось на 11,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

5. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем-декабрем 2005 г. возросло на 0,5% и составило 30,1 тыс. Однако сократилось на 11,9% количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В январе-декабре 2006 г. с использованием оружия совершено 18727 преступления (-13,2%).

Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в г. Санкт-Петербурге (1101), Свердловской (1065), Московской (1024), Иркутской (875) областях, Чеченской Республике (806) и г. Москве (758).

6. По сравнению с январем-декабрем 2005 г. на 11,8% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 489,6 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 12,7%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 127,6 млрд. руб.

Около трети (35,6%) в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел выявлено 226,1 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 46,2%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 49,3 млрд. руб.

Подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел выявлено 25,6 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 5,2%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 56,9 млрд. руб., а сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам — 47,3 млрд. руб.

7. В январе-декабре 2006 г. выявлено 212,0 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 21,0% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с январем-декабрем 2005 г. на 11,6% возросло число преступлений, совершенных путем сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков снизился с 62,9% в январе-декабре 2005 г. до 58,1%.

8. В общественных местах зарегистрировано 718,7 тыс. преступлений или на 27,4% больше, чем в январь-декабрь 2005 г.

На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 441,6 тыс. преступлений, в том числе: 155,6 тыс. грабежей (+14,4%), 117,9 тыс. краж (+34,9%), 20,4 тыс. разбойных нападения (+9,2%).

На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 512 разбойных нападения (-13,2%), 920 грабежей (+2,2%), выявлено 150 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+18,1%).

9. В январе-декабре 2006 г. раскрыто 1794,5 тыс. преступлений (+5,6%), в том числе 748,0 тыс. — следствие по которым обязательно и 1046,5 тыс. — следствие по которым необязательно.

Не раскрыто 2032,4 тыс. преступлений, что на 22,5% превышает аналогичный показатель в январе-декабре 2005 г. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 27,6% (в январе-декабре 2005 г. — 31,0%).

Остались нераскрытыми 4866 убийств и покушений на убийство (-3,5%), 12999 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-8,3%), 1182,3 тыс. краж (+17,4%), 251,8 тыс. грабежей (+16,7%), 32,2 тыс. разбойных нападений (+2,8%).

Преступлений прошлых лет в январе-декабре 2006 г. раскрыто 49,1 тыс., что на 12,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Наибольшее количество раскрытых преступлений прошлых лет составляют кражи (24474), грабежи (3840) и мошенничества (4212).

10. Выявлено 1360,9 тыс. лиц, совершивших преступления (+4,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода снизился с 60,3% в январе-декабре 2005 г. до 59,6% в январе-декабре 2006 г., а удельный вес ранее судимых лиц — с 23,8% до 23,2%.

11. Более трети (29,8%) оконченных расследованием преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления, каждое шестое (16,8%) — в состоянии алкогольного опьянения, каждое двенадцатое (8,4%) — несовершеннолетними или при их соучастии.

3) Выборочный анализ деятельности правоохранительных органов в период 2005-2006г.г.

Январь-Декабрь 2005 года (тыс.) Январь-Декабрь 2006 года (тыс.) Темп роста (%) Удельный вес (%) Абсолютное отклонение

ВСЕГО

(зарегистрировано преступлений) 3554,7 3855,4 108,5 100 300,7

1. хищения чужого имущества 1979,9 2039,5 103,4 54,3 113,5

2. незаконный оборот оружия 29,9 30,1 100,7 0,78 0,2

3. с использованием оружия 21,6 18,7 86,6 0,49 2,9

4. преступления экономической направленности 437,7 489,6 111,9 12,7 51,9

5. незаконный оборот наркотиков 175,2 212,0 121 5,5 36,8

6. раскрыто преступлений 1698,7 1794,5 105,6 46,5 95,8

7. не раскрыто преступлений 1658,9 2032,4 122,5 52,7 373,5

В 2006 году возросло количество преступлений. Абсолютное отклонение составило 300,7 тысяч преступлений. Анализ деятельности правоохранительных органов за 2005 – 2006 г.г. позволяет судить о том, что больше половины (54,3 %) преступлений составляют хищения. При этом удельный вес этого характера преступлений снизился на 1,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года.

Также в прошедшем году повысился незаконный оборот оружия на 0,5 % по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Не смотря на это, снизилось с 0,61 до 0,49 % количество совершенных преступлений с использованием оружия.

В отчетный год произошло 489,6 тысяч преступлений экономической направленности, что составило 12,7 % в общем числе преступлений и превысило удельный вес на 0,4 % по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

Удельный вес незаконного оборота наркотиков возрос на 0,6 %, что составило 36,8 тысяч преступлений.

Что касается раскрываемости, то она увеличилась на 95,8 тысяч преступлений. Но удельный вес раскрываемости снизился на 1,3 % в общем числе преступлений. В то же время количество нераскрытых преступлений увеличилось на 373,5 тысяч преступлений, так же как и удельный вес возрос на 6 % в общем числе преступлений.

Таким образом, принципиальных различий в количестве и структуре преступлений в 2006 году по отношению к 2005 году не установлено.

Заключение.

Россия — многонациональное федеративное государство, поэтому для него особую актуальность представляет вопрос об эффективной деятельности органов государственной власти субъектов федерации.

В России это делает высшее должностное лицо субъекта, избираемое населением. В субъектах РФ нередки конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти, представляющими разные политические партии, что не лучшим образом сказывается на их деятельности.

Субъектам, как я считаю, следовало бы окончательно отказаться от двухпалатных высших представительных органов власти, так как они, как правило, являются очень слабыми органами власти и не играют такой важной роли, как на федеральном уровне. К тому же их выборы содержание ложатся дополнительным бременем на региональный бюджет.

Российской Федерации также необходимо осуществлять жесткий контроль за надлежащей деятельностью органов государственной власти ее субъектов, для чего развивать и совершенствовать институт федерального вмешательства.

Таким образом, завершая обзор данной темы, можно сказать, что Россия как по-настоящему федеративное государство развивается лишь в течение десяти лет, поэтому представленная система органов государственной власти нуждается еще в проработке, развитии и совершенствовании с учетом опыта зарубежных стран.

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/zakonodatelnyie-organyi-gosudarstvennoy-vlasti/

1. Конституционное законодательство субъектов РФ. Авакьян С.А; Богданова Н.А; М, 1999 г.

2. Субъект РФ. Правовое положение и полномочия. Полянов С.К; М, 2001 г.

3. Конституция Российской Федерации.