ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ В РАБОТЕ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ
Некоторые варианты применения фотографии с целью диагностики и преодоления опыта перенесенного насилия могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том, и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий, либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений. Так, при обсуждении готовых снимков участники группы могут фокусировать внимание лишь на определенных аспектах опыта, например, на положительном опыте клиента. Аналогично, при создании фотографий в ходе занятий клиент или участники группы могут самостоятельно выбирать для себя тему и любые объекты для съемки. Кроме того, ведущий группы может предлагать им ту или иную тему.
Варианты использования фотографии могут также варьироваться в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности клиента или участников группы она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки» и в этом случае будет предполагать изобразительную деятельность. Также фотография может сочетаться с сочинением историй или «сценариев», что будет связано с литературным творчеством.
Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танце-двигательной терапии, когда, например, съемка производится во время движения участников группы: это дает им возможность увидеть и осознать особенности своей телесной экспрессии. И наконец — фотография может применяться в сочетании с элементами драма-терапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, построение и проговаривание монологов и обращений к некоторым людям, которые представлены на фотографии, а также построение диалогов. В некоторых случаях может быть использована техника драматизации связанных с фотографией ситуаций с использованием костюмов и грима. Некоторые варианты работы с фотографиями с жертвами насилия могут включать использование техник визуально-нарративного подхода, сочетающего, например, создание клиентом фотодневника в сочетании с повествованием.
Использование фотографий, так или иначе ассоциирующихся с травматичным опытом, может быть психологически рискованным с клиентами — жертвами насилия. Травматичный опыт подвергается вытеснению, и его актуализация при просмотре таких фотографий может причинить клиенту новые страдания. На определенном этапе психотерапии работа с такими фотографиями может в то же время быть весьма плодотворной. Большое значение может при этом иметь то, что снимок как статичный визуальный образ более психологически безопасен для клиента, нежели динамические визуальные образы (спонтанные наплывы которых в виде образных воспоминаний о пережитом клиенты с ПТСР часто испытывают), а также то, что клиент при просмотре фотографий имеет возможность контроля над изображенной ситуацией. Определенные манипуляции с фотографиями, в том числе деструктивного характера, либо их дополнение новыми элементами за счет дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний и обеспечить дистанцирование от психотравмирующей ситуации.
Судебная фотография. Судебная фотография, ее предмет и виды
... практике ее условно подразделяют на судебно-оперативную, судебно-следственную и судебно-экспертную. Систему судебной фотографии Научные основы судебной фотографии - это положения криминалистики по работе с судебными доказательствами, теории общей и научной фотографии (физической и геометрической опти ...
Холл и Ллойд (Hall и Lloyd, 1989) использовали фотографию в работе с жертвами сексуального насилия. Взрослым клиентам, пережившим насилие в детстве и продолжающим испытывать чувство вины по поводу случившегося с ними в прошлом, давалась возможность сравнить и проанализировать свои детские фотографии и фотографии родственника, совершившего над ними насилие. Клиенты могли благодаря работе с фотографией убедиться в том, что их обвинения самих себя в «соблазнении» насильника и недостаточном отпоре ему беспочвенны. Осознание собственной невиновности в случившемся иногда пробуждает в клиенте направленное на воображаемого насильника сильное чувство гнева. Никогда ранее не переживавшие и не выражавшие такое чувство люди могут дать ему выход во время психотерапии. Описаны случаи, когда, переживая такое чувство, клиент уничтожал фотографию насильника (Berman, 1993).
Подобные катарсические приемы, имеющие сходство с психодрамой, в определенных случаях обеспечивают освобождение клиента от негативного опыта прошлого. На определенном этапе психотерапии в целях выведения жертв сексуального насилия из состояния психического регресса и их переориентации на взрослые роли Холл и Ллойд (1989) предъявляют клиентам фотографии с их изображением в разных ситуациях взрослой жизни, либо фотографии их детей.
Использование фотографии в работе с жертвами насилия отражено также в главе 6.
Фотоколлаж и ассамбляж
Берман (Berman r 1993) описывает опыт успешного применения фотоколлажа при работе с клиенткой, перенесшей в детстве сексуальное насилие. Создание клиенткой серии из большого числа коллажей на основе собственных фотографий позволило ей глубоко проработать опыт прошлого и найти конструктивное выражение связанным с ним сложным чувствам.
Для создания фотоколлажей могут быть использованы как личные фотографии участников занятий, так и разнообразная полиграфическая продукция (иллюстрированные фотографиями журналы, газеты, наборы и альбомы художественной фотографии и др.).
Использование личных фотографий или их копий может, с одной стороны, актуализировать чувства и представления, связанные с восприятием автором самого себя й, с другой стороны, предоставляет ему богатые возможности для эксперимента с разными гранями «я» и контекстами, поскольку он может по-разному сочетать элементы фотоколлажа, передавая как реальные, так и воображаемые ситуации.
Если при создании фотоколлажей используются образы, взятые из полиграфической продукции (фотографии людей, животных, неодушевленных предметов), то осознанно или неосознанно идентифицируясь с ними, автор переносит на них свои чувства и потребности, что способствует глубокому самораскрытию и выражению актуального для автора психологического материала.
Курсовая работа прокуратура рф
... курсовой работы является рассмотрение основных направлений деятельности прокуратуры, изучение системы органов прокуратуры ... Глава 2. Система органов прокуратуры РФ Прокуратура РФ представляет собой федеральную централизованную ... прокуратуры. В работе были использованы основные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие деятельность прокуратуры, а также работы современных российских авторов, ...
Поскольку автору фотоколлажа самому ничего рисовать не надо, он может легко преодолеть неуверенность в своих художественных способностях, что способствует вовлечению в изобразительное творчество. Это может иметь большое значение, например, когда тревога и страх оценки у участников занятий повышены. Вышеперечисленные особенности фотоколлажа придают этой технике выраженный игровой характер.
Работая в технике фотоколлажа, люди могут за относительно ограниченное время (20 — 30 минут) создавать чрезвычайно насыщенные разным визуальным материалом комплексные образы, передающие их представления и чувства. Во многих случаях фотоколлаж представляет своего рода «визуальное размышление» автора о жизни, отражает его картину мира, отношение к себе и другим людям, культуре, разным социальным институтам, природе, своему прошлому, настоящему и будущему.
Коллаж также нередко включает определенную повествовательную основу, отражающую тот или иной актуальный или скрытый «жизненный сценарий» автора, процесс зарождения и развития определенных отношений, либо формирования и разрешения проблемной ситуации. Благодаря этому, можно предложить автору создать на основе фотоколлажа историю или сказку с участием реальных или фантастических персонажей.
Фотоколлаж отражает не только особенности эмоционального состояния и самовосприятия автора и его актуальные потребности и отношения, но и его мыслительные процессы. При создании фотоколлажа, как и при использовании тестов Сильвер и других изобразительных техник, проявляются такие базовые познавательные навыки, как способность выбирать, комбинировать и создавать связное повествование. Поэтому его можно использовать в качестве инструмента оценки и развития познавательных способностей, что может иметь большое значение при работе с детьми. Одним из признаков «зрелости» познавательных процессов выступает общий уровень интеграции изображения, то есть визуальной (внешней) и содержательной (внутренней) взаимосвязи между его элементами.
В некоторых случаях при использовании фотоколлажа с жертвами насилия из-за актуализации сильных переживаний может отмечаться временное нарушение познавательных процессов, отражающееся в хаотичном характере работы или деструктивных манипуляциях с материалом. В иных случаях, несмотря на кажущуюся хаотичность изображения, отчасти связанную с обилием визуального материала, в процессе обсуждения фотоколлажа удается определить и даже развить авторскую концепцию картины, чему способствует создание повествований.
Очень ценным свойством фотоколлажа является то, что допуская и стимулируя визуальные преобразования и создание самых разных комбинаций изобразительных элементов, он вызывает у многих людей чувство свободы и своей способности преодолевать сложившиеся стереотипы и преобразовывать реальность. Во многих случаях при создании фотоколлажа повышается активность воображения, благодаря чему образ приобретает фантастический, сказочный, мистический характер.
Большое значение при работе в технике фотоколлажа имеет то, какая полиграфическая продукция имеется в распоряжении участников занятий. Чаще всего это богато иллюстрированные, так называемые «глянцевые» журналы, хотя также могут быть использованы издания с черно-белыми фотографиями, альбомы или наборы художественной фотографии, создаваемые или подбираемые ведущим. Можно признать, что относительно бедный выбор визуального материала будет ограничивать участников занятий и не позволит им в достаточной степени актуализировать и проявить свои чувства.
Основы квалификации действий по незаконному изготовлению предметов ...
... к объективной стороне преступления. Под незаконным изготовлением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов , взрывчатых веществ или взрывных устройств(далее – предметов вооружения) , влекущем уголовную ответственность, ... ст.223 лиц , осуществивших например лишь декоративную отделку либо иные действия , не каким образом не влияющие на главный признак оружия – способность поражать живую ...
Очень важно предоставить в распоряжение участников занятий максимально широкий набор различных образов. На фотографиях должны быть изображены люди, разные животные и объекты. Фотографии людей должны, например, включать изображении представителей разных социальных слоев и профессий, возрастов и национальностей, и при этом люди по возможности должны быть представлены в разных эмоциональных состояниях и за разными занятиями.
Ценным свойством фотоколлажа также является то, что он позволяет изучать и расширять социальный и культурный опыт людей, выявлять их отношение к различным культурным феноменам и явлениям социальной жизни. Используя, например, издания, отражающие современную «культуру потребления» и «мир гламура», участники занятий могут осознать проявления маркетингового манипулирования и фетишизации объектов, а также социальные стереотипы и подмену аутентичных отношений искусственными, «сконструированными» отношениями. Такие эффекты фотоколлажа могут быть проявлены, однако, лишь при соответствующем построении процесса обсуждения образов и с учетом состава аудитории и ее запросов.
Приведенный ниже фотоколлаж создан 10-летним мальчиком, некоторые время посещавшим психотерапевта в связи с тикозным расстройством. В процессе беседы с мальчиком и его матерью установлено, что он неоднократно подвергался избиениям со стороны отца. На фоне возрастания школьных нагрузок и в связи с необходимостью адаптации при переходе в пятый класс гимназии, проявления насилия со стороны отца провоцировали появление у мальчика подергиваний лицевых мышц. Кроме того, сам мальчик обнаруживал склонность к насилию, неоднократно избивал свою старшую сестру, которая на полтора года старше его. С начала пятого класса он начал посещать секцию восточных единоборств.
В ходе арт-психотерапии были проведены коррекционные беседы с участием родителей мальчика. Он также участвовал в индивидуальных арт-терапевтических занятиях, в результате чего тики исчезли и эмоциональный фон стабилизировался. Проявления брутальной агрессии с его стороны в адрес сестры нивелировались.
Коллаж отражает его интересы и увлечения, а также некоторые особенности самовосприятия, в частности, активную жизненную позицию, маскулинность. Тематика и эмоциональная нагрузка коллажа имеют в целом благоприятный характер и отражают положительные эффекты арт-психотерапии. Тема для работы была свободная, мальчик смотрел журналы и, долго не задумываясь, выбирал все, что ему понравилось. После этого он расположил «наиболее ценное» на листе бумаги. Комментируя фотоколлаж, он признал, что образы отражают его любимые занятия или то, чем он хотел бы заниматься (кататься с гор на лыжах, заниматься скалолазанием, водить автомобиль, когда вырастет), а также то, что он хотел бы иметь (много денег, дорогие часы, парфюмерию, дорогие мобильный телефон и ноутбук).
Отношение к насилию
... нельзя отождествлять с любой формой принуждения. Предлагаемое определение насилия оставляет открытым для рационально аргументированного обсуждения вопрос об ... так называемой варварской эпохи. Обязанность кровной мести в рамках талиона является одним из специфических и непременных ... особый вопрос, для ответа на который у нас нет исчерпывающих фактических данных. Однако есть вполне достаточно оснований ...
Фотоколлаж включает несколько мужских образов, в том числе фотографию забирающегося на гору скалолаза и средневекового арабского воина на коне и со знаменем. При некоторой хаотичности расположения отдельных элементов и отсутствии центрального объединяющего образа, фотоколлаж тем не менее отражает формирующуюся и уже отчасти осознаваемую мальчиком жизненную позицию.
Рис. 12. Фотоколлаж, созданный 11-летним мальчиком, отражающий особенности его самовосприятия, интересы и увлечения
Большое сходство с фотоколлажом имеет ассамбляж с использованием фотографий. Ассамбляжи могут представлять собой расположенную на определенной плоскости, например, на листе бумаги, группу предметов — разнообразных природных (камни, семена, ракушки и т. д.) и техногенных объектов. Некоторые из таких предметов могут являться личными вещами клиента или участников группы, другие же могут быть найдены ими на улице или входить в оснащение арт-терапевтического кабинета. Наряду с этими предметами участники арт-терапевтических занятий могут использовать фотографические образы.
Одно из существенных преимуществ художественной практики, связанной с созданием ассамбляжей, заключается в том, что большинство предметов и образов при этом используются в готовом виде. Создание авторской продукции возможно главным образом за счет отбора и расстановки объектов и готовых образов, а также наделения их определенных, подчас совершенно новым смыслом (рефрейминг), аналогично тому, как это происходит при создании фотоколлажа. В некоторых случаях предметы и фотографии могут использоваться в сочетании с графикой, живописью и лепкой. Так, например, участники занятий могут создать рисунок, выполняющий роль своеобразного «подноса», на котором затем располагаются различные предметы и фотографии. Создание композиций такого рода, как и при работе в технике фотоколлажа, может протекать как индивидуально, так и в парах и группах.
Использование предметов в сочетании с фотографиями обеспечивает возможность перемещения предметов и образов в пределах композиции, что позволяет находить для них новые значения, драматизировать композицию разыгрывая взаимодействия между персонажами, ассоциирующимися с предметами и фотографиями. Масштабы композиций определяются размерами предметов и фотографий.
Ассамбляжи с использованием фотографий могут иметь тематическую основу. В своей арт-терапевтической работе, мы, например, иногда предлагаем участникам арт-терапевти-ческих занятий создать ассамбляжи, отражающие их представление о себе и своих ролях, разнообразных ресурсах и системе отношений. Все это может иметь большую ценность в работе с жертвами насилия.
Примером фотоколлажа, созданного в ходе арт-психотерапии девушкой — жертвой сексуального насилия, может являться следующая работа (рис. 13).
Клиентка, 20 лет, Ирина (имя изменено) создала фотоколлаж во время прохождения короткого арт-терапевтического тренинга, включавшего всего четыре занятия. В качестве основных мотивов своего участия в тренинге девушка назвала желание познакомиться с арт-терапией и тем самым лучше определиться со своей будущей профессией, а также поработать со своими проблемами, используя новые для себя формы психотерапевтической практики. У Ирины отмечаются колебания настроения, тревожно-ажитированные состояния, а также ночные страхи. Ранее она неоднократно работала со своими проблемами, проходя аналитическую и трансперсональную психотерапию.
Применение криминалистической фотографии при производстве экспертиз
... и записывающие аналоговый сигнал <#"justify">Проблемы, имеющие место в области применения фотографии при производстве судебных экспертиз, можно разделить на две большие группы: проблемы организационно-правового характера и ...
Из анамнеза девушки известно, что в детстве она неоднократно являлась жертвой сексуального насилия и домогательств со стороны отца. Однако ее мать, зная об этом, не решалась разорвать отношения с ним. Чтобы обезопасить девочку, она отдала ее бабушке, у которой она жила начиная с шестилетнего возраста. Став подростком, Ирина имела опыт ранних сексуальных, в том числе лесбийских, отношений. В ходе тренинга она себя характеризовала как бисексуалку. Уже на втором занятии, комментируя свою изобразительную продукцию, она проявила значительную открытость, откровенно рассказала о разных, в том числе интимных моментах своей биографии и проблемах.
Ирина занималась в музыкальной школе, имела успехи. Увлекалась рисованием и любит рисовать в свободное время. Считает, что творческие занятия помогают ей стабилизировать свое эмоциональное состояние, разобраться в себе. С подросткового возраста активно знакомится с психологической литературой. Отчасти благодаря этому у нее сформировалась готовность работать с психотерапевтом. Ирина считает, что этому также способствует ее общение с другом (с которым она живет уже более года), мужчиной старше ее по возрасту, имеющим психологическое образование.
Рис. 13. Фотоколлаж участницы арт-терапевтического тренинга (20 лет), неоднократно подвергавшейся в детстве сексуальному насилию
Ирина признала, что работа с психотерапевтами помогла ей достичь большей эмоциональной стабильности. Судя по ее поведению и художественной продукции, созданной в ходе арт-терапевтического тренинга, травматичный опыт, связанный с перенесенным сексуальным насилием, уже в значительной степени был ею проработан, хотя, как она сама признала в конце тренинга, арт-терапия дала ей дополнительные возможности и позволила по-новому взглянуть на себя и осознать свои ресурсы.
Фотоколлаж Ирины имеет яркий, символический характер. Примечательно, что в ходе занятия она проявила большую увлеченность работой. Ей даже не хватило времени занятия, и она попросила ведущего дать ей возможность завершить работу дома. Придя на следующее занятие, она сказала, что посвятила ей более двух часов. Просматривала журналы, тщательно выбирала образы.
Поскольку группа включала всего пять человек, у Ирины была возможность подробно его прокомментировать. Хотя, создавая коллаж, психологическую нагрузку образов Ирина не осознавала, но во время его обсуждения она неоднократно делала ссылки на свои отношения и историю жизни, благодаря чему признала, что фотоколлаж является символическим изображением ее жизненного пути.
Можно отметить высоко интегрированный и в то же время мистический, трансперсональный характер изображения. Имеется целый ряд человеческих фигур, изображенных целиком и в движении — как мужских, так и женских. По внешней границе коллажа также расположены лица мужчин и женщин. Их взоры обращены на центральный элемент изображения — дерево. Примечательно, что по внешней границе кроны дерева расположены глаза и губы, которые Ирина ассоциировала со способностью видеть и чувствовать, «вбирать в себя» разнообразный опыт, контактировать с окружающим миром. Хотя восприятие фотоколлажа Ириной в целом позитивно, можно признать наличие в нем визуальных индикаторов сексуального насилия — глаз (см. рис. 13).
Авторские права на текст в Беларуси
... «Все права защищены» не являются обязательными для придания юридической защиты вашему тексту. Сам факт создания текста – единственное условие для возможности защитить свой текст. Даже если текст написан от ... автор может передавать одни и те же права на текст нескольким лицам одновременно. Авторский договор на продажу прав на текст . Авторский договор является аналогом лицензионного договора с одним ...
Создание художественной рамки для фотографии
Выбор или создание рамки для фотографии может быть важной частью арт-терапевтической помощи жертвам насилия.
Клиент — как ребенок, так и взрослый — может пользоваться при этом широким набором материалов и изобразительных средств и проявлять творческое начало. Иногда выбор и создание рамки происходит по инициативе самих участников арт-терапевтических занятий. В некоторых случаях, зная о психотерапевтическом значении рамки, специалист может предлагать им изготовить рамку для конкретной фотографии в качестве самостоятельного творческого задания. Ниже рассматриваются некоторые функции рамки, имеющие большое значение для достижения психотерапевтических эффектов при работе с жертвами насилия. Рамка — это конечно же средство работы с самим визуальным образом, его художественного оформления. Она помогает усилить эффект зрительного восприятия фотографии. Однако основное внимание мы уделим обсуждению ее психологических функций.
разрешить или завершить
новый смысл,
защитная функция
сублимации,
придавать ценность
осознанию психологического значения
подчеркивать авторство
Большое значение при создании или выборе рамки может иметь материал, из которого она изготовлена. Материал и цвет рамки могут рассматриваться как средства символического выражения чувств и представлений. Материалы могут быть самыми разными — керамика, гипс, стекло, металл, картон, пластмасса, ткань, дерево и другие природные материалы. Иногда создание своими руками рамы из выбранного автором материала, даже если это требует значительного времени, очень важно.
Иногда рама может создаваться в техниках коллажа или ассамбляжа, то есть составляется из плоских или объемных деталей, готовых предметов — таких, как бобы, семена, камни, листья, цветы, песок, монеты или купюры, наклейки и т. д. Таким образом, создание рамки может быть особой, чрезвычайно интересной областью художественной практики, связанной с использованием фотографий в работе с жертвами насилия.
Примером фоторамки, созданной девушкой, перенесшей сексуальное насилие, может быть следующая работа (рис. 14).
Фоторамка создана той же самой клиенткой, коллаж которой был представлен выше. Работа по созданию фоторамки проводилась на одном из занятий, вскоре после работы с техникой фотоколлажа. Обращает на себя внимание композиционное сходство обеих работ и наличие в ним общих символических элементов. Так, например, фоторамка имеет округлую форму, и напоминает столь же круглую крону дерева на фотоколлаже. И рамка, и крона заключают в себе внутреннее пространство, создавая для него толстые, двойные границы, имеющие внешний и внутренний контур. И то и другое служит символическим контейнером, защищающим то, что находится внутри. Потребность в таком символическом контейнере может отражать хрупкое «я» клиентки, возможно также — хрупкий телесный образ «я» и в то же время потребность в психологической интеграции и сохранении внутренней стабильности.
Дипломная работа судебная фотография
... кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России. Развивая применение фотографии в следственной работе, Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. В ... восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. На сыромятных кожах, которые ранее были признаны ...
На фотоколлаже внутреннее пространство крута включает еще одно изображение дерева, которое клиентка прокомментировала как отражение своей мечты, возможность самореализации, то, к чему она стремится. Внутрь фоторамки клиентка планировала поместить свой фотопортрет, возможно тот, который ей еще предстоит создать. Она сказала, что этот фотопортрет должен отражать ее «приход к самой себе, состояние целостности и гармонии с миром», и что это станет возможным благодаря ее занятиям в будущем любимым делом — творческой деятельностью, возможно, работой психолога с детьми из детских домов, в том числе перенесшими насилие. Можно признать, что помимо контейнирования сложных переживаний и защиты границ «я» клиентки, создание рамки выполняло смыслообразующую функцию, помогало ей осознать свои потребности и жизненные цели.
Рис. 14. Рамка-контейнер, созданная участницей арт-терапевтического тренинга,
неоднократно подвергавшейся в детстве сексуальному насилию
Техники визуально-нарративного подхода на основе фотографии
визуально-нарративного подхода
Под нарративом (повествованием) в современной психотерапевтической практике нередко имеют в виду применение таких форм работы, когда клиент создает свой способ описания жизненного опыта и имеющихся у него проблем, иными словами, применяет или создает собственный дискурс. В отличие от традиционного клинического или психотерапевтического интервью, при использовании нарративного подхода клиент «ведет» беседу, а специалист присоединяется к дискурсу клиента, то есть фактически начинает говорить на его «языке».
Визуально-нарративный подход тесно связан с постмодернистским пониманием дискурса как такого способа визуальной и вербальной коммуникации с соответствующей ему системой значений, которая тесно связана с культурными и социальными условиями Жизни людей. В практической работе психотерапевта или психолога следование визуально-нарративному подходу может быть связано с созданием клиентом своей личной «истории» (хотя «истории» о других, в частности воображаемых персонажах также могут при этом создаваться).
Создание таких историй создает ощущение полноты бытия, и проникновение в целостное мировосприятие клиента и позволяет увидеть связь его личной истории с культурным контекстом.
Большое значение в рамках визуально-нарративного подхода придается возможности рефрейминга и изменения системы значений визуальных образов, то есть фактическому «переписыванию» представленной на рисунках, фотографиях личной истории клиента. Использование нарративных приемов обеспечивает психологическую целостность клиента, а во многих случаях — также изменение и развитие его образа «я». При этом следует учитывать, что в рамках визуально-нарративного подхода психологическая идентичность клиента рассматривается и как реальный, исторический феномен, и как конструкт (Leiblich et al 1998).
Идентичность, таким образом, формируется не только на основе интеграции личного опыта, но и благодаря использованию тех «строительных блоков», которые предоставляет культура.
Исходя из сказанного, можно признать, сколь важная роль при проведении обсуждений фотоматериала может принадлежать стимулированию клиента к применению тех форм описания своего опыта, которые представляются ему более естественными и близкими. Психотерапевт также иногда может предлагать клиенту выполнить специальные задания, такие, например, как художественные описания, составление подписей к рисункам или фотографиям и т. д.
Глава 1. Криминалистическая фотография
... фотографии и её методов; рассмотреть и дать анализ криминалистического значение применения видеозаписи; рассмотреть процессуально-криминалистическое оформление криминалистической фотосъёмки, и видеозаписи; - Теоретическая и методологическая основа. Подготовка дипломной работы ... и Французская Академии наук безуспешно пытались выявить угасшие тексты грамот XIV в., исполненных на сыромятной коже и ...
Как при использовании готовых фотографий, так и при активном создании клиентом или участниками группы какого-либо визуального материала, ведущий занятий может также попросить их, взяв фотографии домой, подобрать к ним тот или иной текст из художественной, философской литературы, поэтических сборников и т. д.
Большое значение визуально-нарративный подход может иметь при работе с жертвами насилия. Такие люди, как правило, характеризуются хрупкими границами «я» и определенными сложностями в межличностных отношениях. Нередко такие лица обращаются к той или иной форме творческой деятельности как способу опосредованного общения.
Существует также немало таких клиентов, которым трудно говорить что-либо о своих рисунках и фотографиях. Некоторые клиенты, испытывая потребность в самовыражении, затрудняются начать рассказ, и им может потребоваться мягкая или более активная стимуляция со стороны специалиста для того, чтобы они начали говорить. Следует учесть, что письменное высказывание оказывается для некоторых людей более безопасной и комфортной формой выражения своих представлений и фантазий, нежели устная речь, поскольку позволяет им создать большую межличностную дистанцию, защитить свои личные границы в случае недостаточного доверия к арт-терапевту или группе. Кроме того, это также позволяет достичь более высокой концентрации на чувствах и контроля над ними в момент создания повествования. Кроме того, это позволяем им чувствовать, что они могут высказываться таким образом наедине с самими собой и сами решать, когда и в какой мере доносить свой опыт до специалиста или группы, зачитывая сочиненное в общении с ними.
Следует однако признать, что в работе с дошкольниками создание ими письменных, тем более развернутых повествований будет вряд ли возможно. В этих случаях специалист может записывать то, что говорит ребенок, либо фиксировать его устный рассказ на диктофон. , ;
— Примером использования визуально-нарративного подхода на основе личных фотографий клиента может быть работа Натальи (имя изменено), 27 лет, созданная ею в ходе арт-терапевтического тренинга. Во время индивидуальной беседы, состоявшейся вслед за одним из занятий, Наталья призналась, что в детстве у нее был весьма болезненный опыт физического насилия со стороны отца, а также довольно жесткий контроль и ограничения со стороны матери. На одном из занятий ведущий предложил участникам арт-терапевтической группы принести из дома несколько фотографий, отражающих разные события в их жизни и имеющих для них особую ценность. В ходе следующего занятия, после представления фотографий и их краткого обсуждения, он попросил участников группы выбрать те снимки, которые показались им особенно важными или вызвали наиболее сильные чувства — положительные или отрицательные — затем создать для них художественные рамки, используя для этого любые материалы.
Наталья остановила свой выбор на нескольких фотографиях, созданных в разные периоды жизни. Наблюдая за ее действиями, ведущий заметил, что она сначала пыталась создавать рамки для каждой фотографии в отдельности, но потом решила поместить их в одну большую раму. Она работала очень увлеченно, порой были заметны признаки переживания ею сильных чувств.
Когда работа по изготовлению рамок была закончена, ведущий предложил участникам группы создать тексты, которые могли бы передавать их чувства, мысли и фантазии, связанные с выбранными фотографиями. Через некоторое время состоялось чтение текстов в круге. Это делалось добровольно. Подчеркивалось, что каждый может сам решить, какую часть текста он готов представить в группе, и готов ли он читать текст вообще, с учетом возможной интимности тех тем и переживаний, которые текст отражает.
Несмотря на волнение, Наталья решилась зачитать свой текст целиком. Она назвала свое повествование «Что же со мной случилось?»: «Живая, озорная, с двумя щенками — черным и белым — как Инь и Ян, я в гармонии с собой и миром. Мне три года» (часть текста, относящаяся к первой фотографии).
«На коне и с фонарем-пистолетом. Хоть и отдала саблю, но вот же, она при мне! Какое счастье быть собой, сидеть на красном коне и светить красным светом! Я в восторге — я могу быть собой!» (часть текста, относящаяся ко второй фотографии, на которой Наталья в возрасте четырех лет).
«День рождения. Мне пять лет. Солнце, весна, зелень. Вроде праздник, а мне плохо. Болит голова. Я не хочу быть кем-то — девочкой красивенькой, ухоженной, сидеть на табуретке, держать куклу. Я ее ненавижу! Я ненавижу кукол. Они мертвые! И меня хотят умертвить — сделать куклой. Завязали банты, дали красивые белые носочки. Я погибаю! Я просто хочу быть собой! Это же мой день рождения! Я хочу влезть на дерево и сказать всему миру, что я есть такая, какая есть. Любите меня такой — с огнем в глазах и чертиками в душе! » (часть текста, относящаяся к третьей фотографии).
«25 лет. Неужели Настя (имя дочери изменено) кукла? Нет, она живая. Я принесла себя в жертву. Дура. Ты — мать! . Ты посвятила себя ребенку, и это свято, это счастье. Я живу. Я свободна. Это — мой выбор. Это моя жизнь!» (часть текста, относящаяся к четвертой фотографии).
Текст является исповедью, наполнен размышлениями о смысле прошлого и настоящего. Он выражает чувства, связанные с отношениями с родителями, с дочерью, а также с отношением к самой себе. Наталья призналась, что не ожидала, что принесенные фотографии вызовут настолько сильные чувства. В конце занятия призналась, что переживает глубокую удовлетворенность от проделанной работы, что процесс художественного оформления фотографий и создание текста оказался катарсическим и привел к осознанию связи между прошлыми и текущими отношениями. На следующее занятие она принесла поэтический текст, названный «Танец жизни».